Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою. Пс 39,5

86. Логика духовного служения, благоугодного Богу (см. Рим 12,1), требует, чтобы восхваление Евангелия жизнисовершалось прежде всего в повседневной жизни и выражалось любовью к ближнему и самопожертвованием. Так все наше существование будет становиться подлинным и ответственным приятием дара жизни, а также искренним и благодарным восхвалением Бога, Который подал нам этот дар. Именно это происходит во множестве фактов самопожертвования, часто незаметного и сокрытого, совершаемого мужчинами и женщинами, детьми и взрослыми, юношами и стариками, здоровыми и больными.

 

В таких обстоятельствах, богатых человеческими ценностями и любовью, рождаются и героические поступки. Они представляют собой самое торжественное восхваление Евангелия жизни, потому что проповедуют его полным самопожертвованием; они достославно являют величайшую любовь, которая велит положить душу свою за друзей своих (см. Ян 15,13); они суть участие в тайне Креста, в которой Иисус открывает, какую ценность имеет для Него жизнь каждого человека и как эта жизнь в совершенстве исполнена бескорыстного самопожертвования. Кроме общеизвестных фактов существует еще повседневный героизм, в который входят малые или большие проявления бескорыстия, укрепляющие подлинную культуру жизни. Среди них особого признания заслуживает донорство органов, происходящее в согласии с требованиями этики ради спасения здоровья или даже жизни больных, иногда лишенных всякой надежды.

 

Этот повседневный героизм включает молчаливое, но необычайно плодотворное и красноречивое свидетельство "всех героических матерей, которые без остатка посвящают себя своим семьям, которые страдают, производя детей на свет, а потом готовы предпринять любые труды, претерпеть любые жертвы, чтобы передать этим детям все лучшее, что есть в них самих"111. Выполняя в жизни свое предназначение, "эти героические матери не всегда находят опору у окружающих. Как раз наоборот, зачастую модели цивилизации, создаваемые и распространяемые средствами массовой информации, не благоприятствуют материнству. Во имя прогресса и современности там изображаются устарелыми такие ценности, как верность, чистота, самоотречение, которыми отличаются и продолжают отличаться многие множества христианских супруг и матерей. (...) Благодарим вас, героические матери, за вашу непреодолимую любовь! Благодарим за то, что вы героически вверяетесь Богу и Его любви. Благодарим за то, что вы приносите в дар вашу жизнь. (...) Христос отдает вам в пасхальной тайне тот дар, который вы Ему принесли. Ибо он имеет власть отдать жизнь, которую вы принесли Ему в дар"112.

 

"Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?" (Иак 2,14): служить Евангелию жизни

 

87. Защита и поддержка человеческой жизни — проявления удела в царской миссии Христа, и поэтому они должны иметь характер услуженья любви, выражающегося личным свидетельством, различными формами добровольной работы, общественной деятельности и политической активности. Это особенно насущная потребность в настоящий момент, когда "культура смерти" так агрессивно нападает на "культуру жизни" и часто, кажется, берет над нею верх. Прежде всего, однако, эту потребность порождает вера, "действующая любовью" (Гал 5,6), как напоминает нам об этом Послание апостола Иакова: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (2,14-17).

 

В услуженьи любви нас должен животворить и отличать определенный подход: мы должны окружить заботой ближнего, ибо Бог вверил его нашей ответственности. Будучи учениками Иисуса, мы призваны становиться ближними каждого человека (см. Лк 10,29-37), особое внимание посвящая нищим, одиноким, нуждающимся. Именно помощью, оказываемой голодному, жаждущему, пришельцу, нагому, болящему, узнику — а также еще не рожденному младенцу или старику, претерпевающему страдание либо близкому к смерти, — дано нам служить Иисусу, Который Сам сказал: "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф 25,40). Поэтому мы должны признать, что и к нам относятся призыв и суждение, содержащиеся в словах св. Иоанна Златоуста, по-прежнему злободневных: "Хочешь чтить тело Христа? Не презирай Его, когда увидишь Его нагим. Не поклоняйся ему в храме, одетому в шелк, чтобы потом презирать Его за вратами, где Он терпит холод и наготу"113.

 

Услуженье любви по отношению к жизни должно охватывать все и всех: оно не терпит односторонности и дискриминации, потому что человеческая жизнь свята и нерушима на любой своей стадии и в любом состоянии; она есть неделимое благо. Поэтому надо "позаботиться" обо всей жизни и о жизни всех

Более того, надо проникнуть еще глубже, к самым истокам жизни и любви.

Именно такая глубокая любовь к каждому человеку положила начало необычайно богатой истории благотворительности, которая развивалась веками и благодаря которой в жизни Церкви и общества возникли многочисленные структуры служения жизни. Они возбуждают восхищение у любого непредвзятого наблюдателя. Всякая христианская община, неизменно проникнутая живым чувством ответственности, должна заполнять новые страницы этой истории многообразными пастырскими и социальными делами. В этом духе следует деликатно и эффективно сопровождать рождающуюся жизнь, окружая особой опекой тех матерей, которые не боятся произвести на свет ребенка и воспитывать его даже без участия отца. Такую же заботу следует проявить по отношению к жизни болящих и одиноких, особенно в ее последних стадиях.

 

88. Все это создает необходимость предпринять терпеливый и смелый воспитательный труд, который побудит всех и каждого принимать на свои плечи бремя друг друга (см. Гал 6,2), труд, который требует неустанной заботы о том, чтобы являлись призванные к служению, особенно среди молодежи, и повелевает осуществлять конкретные проекты и начинания, прочные и животворимые евангельским духом.

 

Существуют многочисленные методы этого труда, которые следует применять со знанием дела и глубокой преданностью делу. Рождающейся жизни служат центры распространения натуральных методов регулирования зачатия:их следует расширять, потому что они успешно помогают в применении принципов ответственного отцовства и материнства, благодаря которым каждая личность — с самого младенчества — признаётся и чтится в силу своей самостоятельной ценности, а критерием всех решений служит бескорыстное самопожертвование. И сотрудники супружеских и семейных консультаций, которые выполняют свою миссию консультирования и профилактики, руководствуясь антропологией, отвечающей христианским представлениям о личности, браке и поле, оказывают бесценные услуги всем семьям, помогая им заново открыть смысл жизни и любви, поддерживая их и сопровождая в их миссии "святилища жизни". Рождающейся жизни служат и центры помощи жизни и дома или центры попечения о жизни. Благодаря их деятельности многие незамужние матери и находящиеся в трудном положении супружеские пары вновь ощущают смысл и мотивированность, находят необходимую помощь и поддержку в преодолении трудностей и страхов, связанных с принятием зачатой или новорожденной жизни.

 

Перед лицом различных жизненных трудностей, патологий, болезней и отвержения от общества другие методы деятельности — такие, как терапевтические общины для наркоманов, центры опеки над несовершеннолетними и умственно отсталыми, центры лечения и опеки больных СПИДом, объединения помощи инвалидам и другим нуждающимся, — тоже представляют красноречивый пример того, на что способна христианская любовь, возвращающая людям надежду и создающая конкретные жизненные возможности.

 

А когда земная жизнь человека приближается к концу, остается еще любовь, способная найти самые подходящие способы, чтобы обеспечить воистину гуманную помощь старикам, особенно когда они уже не самостоятельны, а также больным в так называемой последней стадии жизни и по-настоящему удовлетворить их потребности, прежде всего облегчить чувство страха и одиночества. В таких случаях незаменима роль семьи, но эти люди могут найти огромную помощь и в структурах социального обеспечения, а если необходимо, то в паллиативном лечении, пользуясь соответствующими санитарными и социальными услугами как по месту организованного ухода, так и дома.

 

Особое внимание надо вновь обратить на роль больниц, клиник и центров для выздоравливающих: в согласии со своим истинным призванием это не только заведения, где ухаживают за больными и умирающими, но прежде всего места, где открывается и переживается человеческий, истинно христианский смысл болезни, страдания и смерти. Это призвание должно быть особенно отчетливо видно в заведениях, руководимых монашескими орденами или еще как-нибудь связанных с Церковью.

 

89. Эти структуры и места, служащие жизни, а также все другие формы помощи и солидарности, которые оказываются необходимыми в определенных обстоятельствах, должны обслуживаться людьми, бескорыстно включившимися в эту деятельность и глубоко сознающими, какое решающее значение для блага личности и общества имеет Евангелие жизни.


Особая ответственность ложится на персонал органов здравоохранения: на врачей, фармацевтов, медсестер и санитаров, капелланов, монахов и монахинь, сотрудников администрации и волонтеров. Их профессия велит им оберегать человеческую жизнь и служить ей. В сегодняшнем культурно-социальном контексте, когда медицинская наука и практика как будто утрачивают свое врожденное этическое измерение, этим людям часто угрожает сильное искушение манипулировать жизнью, а то и прямо провоцировать смерть. Перед лицом такого искушения безмерно возрастает их ответственность, которая находит глубочайшее вдохновение и сильнейшую опору именно во врожденном и неотторжимом этическом измерении врачебной профессии, о чем свидетельствует известная еще в древнем мире, но по-прежнему актуальная клятва Гиппократа, согласно которой каждый врач обязан глубоко чтить человеческую жизнь и ее святость.

 

Абсолютное уважение к любой невинной человеческой жизни повелевает также использовать право противиться по совести абортам и евтаназии. "Умерщвление" никогда не может быть признано лечебным действием, даже если единственное намерение состоит в том, чтобы исполнить волю пациента: оно, наоборот, — предательство по отношении к профессии врача, которую можно определить как пылкое и решительное утверждение жизни. И занимаясь биомедицинскими исследованими, увлекательными и обещающими великие новые открытия на благо человечества, всегда нужно избегать экспериментов, исследований и практических выводов, которые, пренебрегая нерушимым достоинством человеческого существа, перестают служить человеку и, хотя, на первый взгляд, помогают ему, в действительности направлены против него.