Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф 5,4

49. История Израиля показывает, как трудно хранить верность закону жизни, который Бог начертал в сердцах людей и дал народу Завета на горе Синай. Когда некоторые сыны Израиля искали такого образа жизни, который не соответствовал замыслу Божьему, то в первую очередь пророки твердо напоминали, что один Бог есть истинный источник жизни. У Иеремии мы читаем: "Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды" (2,13). Пророки обвиняют тех, кто презирает жизнь и нарушает права личности: "Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных" (Ам 2,7); "...наполнили место сие кровью невинных" (Иер 19,4). Пророк Иезекииль многократно клеймит за это Иерусалим, называя его "городом кровей" (см. 22,2; 24,6. 9) и "городом, проливающим кровь среди себя" (см. 22,3).

 

Разоблачая преступления против жизни, пророки прежде всего старались пробудить чаяние новой жизненной основы, способной учредить обновленные узы с Богом и братьями, открывая при этом прежде неизвестные, необычайные возможности понимания и исполнения всех требований Евангелия жизни. Это станет возможно только благодаря дару Божьему, который очищает и обновляет: "И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам" (Иез 36,25-26; ср. Иер 31,31-34). Это "сердце новое" позволяет понять и воплотить самый истинный и глубокий смысл жизни, каковым является дар, исполняющийся в самопожертвовании. Эту возвышенную проповедь о ценности жизни несет в себе библейский образ Отрока Господня: "... когда же Душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное (...). На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством" (Ис 53,10-11).

 

Закон исполняется в жизни и деятельности Иисуса из Назарета, а новое сердце дается человеку действием Его Духа. Ибо Иисус не отвергает закон, но приводит к его исполнению: закон и пророки входят в рамки золотого правила взаимной любви (см. Мф 7,12). В Иисусе закон окончательно становится Евангелием, Благой Вестью о господстве Божием над миром и возвращает всякое бытие к его корням и первоначальным путям. Это новый закон, "закон духа жизни во Христе Иисусе" (Рим8,2), а его главное проявление, по образцу Христа, полагающего душу за друзей своих (см. Ин 15,13), — самопожертвование из любви к братьям: "Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев" (1 Ин 3,14). Это закон свободы, радости и счастья.


"Воззрят на Того, Которого пронзили" (Ин 19,37): на древе креста исполняется Евангелие жизни

 

50. Заканчивая эту главу, посвященную рассмотрению христианской проповеди жизни, я хотел бы на минуту остановиться с каждым из вас, чтобы вместе созерцать Того, Которого пронзили, Того, Кто всех привлекает к Себе (см. Ин 19,37; 12,32). Глядя на "зрелище" креста (Лк 23,48), мы можем увидеть в этом достославном древе исполнение и полное откровения всего Евангелия жизни.

 

В Страстную пятницу, вскоре после полудня, "сделалась тьма по всей земле (...). И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине" (Лк 23,44-45). Это картина огромного космического потрясения и сверхчеловеческого поединка между силами добра и зла, между жизнью и смертью. И мы сегодня находимся в самом центре драматической борьбы между "культурой смерти" и "культурой жизни". Но сияние креста не угашено этой тьмой — наоборот, на ее фоне крест сияет еще сильнее и ярче, являя себя средоточием, смыслом и целью всей истории и каждой человеческой жизни.

 

Иисус прибит ко кресту и вознесен над землей. Он переживает мгновения Своей величайшей "немощи", а жизнь Его кажется полностью отданной на осмеяние врагов и насилие палачей: над Ним издеваются, Его злословят и поносят (см. Мк 15,24-26). Но именно перед лицом всего этого, "увидев, что Он, так возгласив, испустил дух", римский сотник говорит: "Истинно Человек Сей был Сын Божий" (Мк 15,39). Таким образом, ипостась Сына

 

Божьего открывается в минуту Его крайней слабости: на кресте открывается Его слава!

Смертью Своей Иисус освещает смысл жизни и смерти каждого человеческого существа. Перед смертью Он молится Отцу о прощении Своих гонителей (см. Лк 23,34), а разбойнику, который просит, чтобы Иисус помянул его в Царствии Своем, отвечает: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк 23,43). После Его смерти "гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли" (Мф 27,52). Спасение, принесенное Иисусом, — это дар жизни и воскресения. Всю Свою жизнь Иисус давал людям спасение, благотворя и всех исцеляя (см. Деян 10,38). Но чудеса, исцеления и даже воскресения знаменовали иное спасение, основанное на прощении грехов, то есть на избавлении человека от самой тяжкой болезни и вознесении его к жизни Бога Самого.

 

На кресте, обретая полное и окончательное совершенство, обновляется и свершается чудо змеи, вознесенной Моисеем в пустыне (см. Ин 3,14-15; Числ 21,8-9). И сегодня всякий, чье бытие находится в опасности, может взглянуть на Того, Которого пронзили, чтобы обрести несомненную надежду на избавление и искупление.

 

51. Есть еще одно событие, которое привлекает мое внимание и склоняет к глубокому созерцанию: "Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух" (Ин 19,30). А один из римских воинов "копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ян 19,34).

 

Уже все совершилось. Слова "предал дух" описывают смерть Иисуса, похожую на смерть всякого другого человека, но, по-видимому, указывают также на "дар Духа", которым Он спасает нас от смерти и открывает к новой жизни.

Человек получает удел в жизни Самого Бога. Благодаря церковным таинствам, символ которых

— кровь и вода, вытекающие из ребра Христова, эта жизнь постоянно передается чадам Божиим, и они становятся народом Нового Завета. Из креста — источника жизни — рождается и возрастает "народ жизни".

 

Созерцание креста приводит нас, таким образом, к глубочайшим корням того, что совершилось. Иисус, Который, приходя в мир, сказал: "Вот, иду исполнить волю Твою, Боже" (см. Евр 10,9), — стал во всем послушен Отцу и, "возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их" (Ин 13,1), отдав за них Себя Самого.

 

Он, Который "не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк10,45), достигает на кресте вершины любви: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин15,13). А Он умер за нас, когда мы еще были грешниками (см. Рим 5,8).

 

Тем самым Он возвещает, что жизнь достигает своей вершины, смысла и полноты, когда приносится в жертву.

Здесь наш анализ превращается в преклонение и благодарение и в то же время зовет нас следовать Иисусу и идти за Ним (см. 1 Петр 2,21).

И мы тоже призваны положить душу за братьев, воплощая этим истинный смысл и предназначение нашего существования.

Мы способны это сделать, ибо Ты, Господи, показал нам пример и наделил нас силой Твоего Духа. Мы сумеем это сделать, если каждый день — с Тобою и как Ты — будем послушно исполнять волю Отца.

Позволь же нам суметь смиренным и самоотреченным сердцем слушать каждое слово, исходящее из уст Божиих: так мы не только научимся "не убивать" человеческую жизнь, но еще и сумеем чтить ее, любить и укреплять.