Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
“Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12”

АПОСТОЛЬСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

FAMILIARIS CONSORTIO

О ЗАДАЧАХ ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

ИОАНН ПАВЕЛ II


ЕПИСКОПАМ, СВЯЩЕННИКАМ И ВЕРУЮЩИМ
                                   ВСЕЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ



ВВЕДЕНИЕ

Церковь на службе семьи

1. В настоящее время семья, так же, как и другие институты, и вероятно в еще большей степени, подвергается влиянию обширных, глубоких и стремительных преобразований общества и культуры. Многие семьи переживают эту ситуацию, сохраняя верность тем ценностям, которые составляют основу института семьи. Другие пришли в замешательство, и, не понимая своей задачи, усомнились в этих ценностях и ничего не знают о высшем значении и истине супружеской и семейной жизни. Есть и такие, которые при попытке осуществить свои основополагающие права сталкиваются с различными проявлениями несправедливости.

Осознавая, что брак и семья составляют одно из наиболее ценных благ человечества, Церковь стремится донести свое учение и предложить свою помощь тем, кто, зная цену брака и семьи, старается остаться им верными; тем, кто, пребывая в неуверенности и беспокойстве, ищет истину; и тем, кто незаслуженно столкнулся с препятствиями в осуществлении собственного представления о семье. Поддерживая первых, просвещая вторых и помогая третьим, Церковь жаждет служить каждому человеку, обеспокоенному судьбами брака и семьи [1].

Церковь особенно обращается к молодым, к тем, кому предстоит вступить на путь семейной и супружеской жизни, чтобы раскрыть перед ними новые горизонты, помочь узреть красоту и величие призвания к любви и служению жизни.

 

Синод 1980 года как продолжение предыдущих Синодов

 

2. Подтверждением этого глубокого интереса Церкви к семье явился последний Синод Епископов, проходивший в Риме с 26 сентября по 25 октября 1980 года. Он стал естественным продолжением двух предыдущих Синодов [2] и признал, что христианская семья является первой общиной, призванной возвещать Евангелие растущей человеческой личности, и привести ее, через постепенное воспитание и катехизацию, к полноте человеческой и христианской зрелости.

Кроме того, проблемы, рассмотренные на последнем Синоде, тесно связаны с теми, что были подняты на более ранних Синодах, посвященных служебному священству и справедливости в современном мире. Ибо семья, как воспитывающая община, должна помочь человеку в распознавании им своего призвания и принять на себя необходимое обязательство для достижения большей справедливости, с самого начала подготавливая его к межличностным отношениям, основанным на справедливости и любви.

По окончании заседания отцы Синода представили мне обширный перечень предложений, в которых обобщили плоды размышлений, накопленные ими в дни напряженного труда, и единогласно просили, чтобы я пред лицом всего человечества выразил живой интерес Церкви к делам семьи и высказал необходимые указания касательно новых пастырских задач в этой основополагающей области человеческой и церковной жизни.

Исполняя эту задачу в настоящем обращении, являющемся особым выражением вверенного мне апостольского служения, хочу выразить свою благодарность всем участникам Синода за ценный вклад в учение и за опыт, переданный в мое распоряжение, особенно в виде «Propositiones» («Предложений»), текст которых я вручаю папскому совету по делам семьи для более глубокого изучения и раскрытия всей ценности содержащегося в нем богатства.

 

 

Великое благо супружества и семьи

 

3. Будучи освещена верой, позволяющей познать всю истину о величайшей ценности брака и семьи и об их глубочайшем смысле, Церковь вновь чувствует необходимость возвещать Евангелие, то есть Благую Весть, всем без исключения, особенно же всем тем, кто призван к супружеству и готовится к нему, всем супругам и родителям в мире.

Она [Церковь] глубоко убеждена, что только принятие Евангелия позволяет исполниться всякой надежде, которую человек справедливо возлагает на супружество и семью. Задуманные Богом в самом Его деле творения [3], брак и семья внутренне направлены к осуществлению себя во Христе [4], и нуждаются в Его благодати, для того чтобы исцелиться от ран греха [5] и вернуться к своему «началу» [6], то есть к полному познанию и всецелому исполнению замысла Божия.

В настоящий исторический момент, когда семья подвергается атакам различных сил, пытающихся разрушить ее или, по крайней мере, исказить ее значение, Церковь, отдавая себе отчет в том, что общественное благо, также как и ее собственное, глубоко связано с благом семьи [7], еще острее осознает свою миссию — раскрыть всем замысел Божий относительно брака и семьи, наполняя брак и семью жизнью во всяком человеческом и христианском развитии и внося, таким образом, вклад в обновление общества и самого Народа Божия.