Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Мф 5,5

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

СВЕТ И ТЕНЬ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Необходимо изучить ситуацию


4. Поскольку Божий замысел о браке и семье касается мужчины и женщины в конкретных условиях их повседневного существования в определенной общественной и культурной ситуации, Церковь, чтобы исполнить свое служение, должна ознакомиться с условиями, в которых сегодня реализуют себя брак и семья [8].

Следовательно, это знание является одним из неотъемлемых условий евангелизации. Ведь именно семьям нашего времени Церковь должна нести неизменное и вечно новое Евангелие Иисуса Христа, так же, как семьи, чья жизнь проходит в условиях современного мира, призваны принять и осуществить замысел Божий, касающийся их. Более того, отзвук требований и призывов Духа можно расслышать также в событиях истории, поэтому Церковь может глубже понять неисчерпаемую тайну брака и семьи в том числе из возникающих ситуаций, вопросов, тревог и надежд современной молодежи, супругов и родителей [9].

К этому следует добавить еще одно, особенно важное в наше время рассуждение. Современным мужчинам и женщинам, искренне и глубоко ищущим ответ на повседневные и серьезные вопросы своей супружеской и семейной жизни, нередко предлагаются такие соблазнительные точки зрения и предложения, которые различным образом искажают истину и само достоинство человеческой личности. Подобные предложения часто получают поддержку мощной и разветвленной сети средств массовой информации, незаметно отнимая свободу, а также способность к объективной оценке. Многие уже знают об этой опасности, грозящей человеческой личности, и действуют во имя истины. Церковь, со своей евангельской оценкой, присоединяется к ним, служа истине, свободе и достоинству каждого человека.

 

Евангельская оценка


5. Оценка Церкви подсказывает путь для сохранения целостности истины и осуществления полноты достоинства брака и семьи.

Эта оценка следует из разумения веры [10], которое является даром, посылаемым Духом всем верующим [11]. И потому она является делом всей Церкви в многообразных ее дарах и различных служениях, которые все вместе и в меру присущей каждому из них ответственности, участвуют в более глубоком познании и исполнении Слова Божия. Так, Церковь осуществляет собственную евангельскую оценку не только через пастырей, учащих во имя и силою Христа, но и через мирян: ведь Христос «для того и поставил их свидетелями, открыл им смысл веры и наделил их благодатью слова, чтобы сила Евангелия воссияла в повседневной, семейной и общественной жизни» [12]. Итак, миряне, в силу их особого призвания, имеют специфическую задачу — толковать историю мира сего в свете Христа, поскольку они призваны просвещать мирские реалии и приводить их в соответствие с замыслом Бога Творца и Искупителя.

Но «сверхъестественное разумение веры» [13] состоит не только и непременно в единодушии верующих. Следуя за Христом, Церковь ищет истину, которая не всегда согласуется с мнением большинства. Она внемлет гласу совести, а не «силы», и тем защищает убогих и отверженных. Она отдает должное социологическим и статистическим исследованиям, постольку, поскольку они оказываются полезными для уточнения исторического контекста, в котором Церкви приходится развивать пастырскую деятельность, а также — для более совершенного познания истины; но сами по себе подобные исследования все же не могут быть признаны безусловным выражением чувства веры.

Поскольку задачей апостольского служения является утверждение незыблемого пребывания Церкви в Истине Христа и все более совершенного в нее облечения, пастырям надлежит углублять разумение веры во всех чадах Церкви, критически осмысливая и авторитетно оценивая истинность его проявлений, а также воспитывая верующих для более глубоких евангельских оценок [14].

Для достижения подлинной евангельской оценки в различных ситуациях и многообразных культурах, в которых мужчина и женщина сопереживают свое супружество и семью, христиане — супруги и родители — могут и должны вносить свой собственный и незаменимый вклад. Способными к этому их делает харизма, то есть присущий им дар — дар таинства брака [15].

 

Положение семьи в современном мире


6. Ситуация, в которой находится семья сегодня, имеет позитивные и негативные аспекты: первые являются знамением спасения Христова, действующего в мире, вторые — знамением отвержения человеком Божьей любви.

В самом деле, с одной стороны, существует более живое осознание личной свободы и большее внимание к качеству межличностных отношений в браке, к возвышению достоинства женщины, к ответственному родительству и воспитанию детей. Кроме того, есть осознание необходимости укрепления связей между семьями с целью оказания взаимной духовной и материальной помощи, более совершенного раскрытия церковной миссии, свойственной семье, а также ее ответственности за построение более справедливого общества. Но, с другой стороны, вызывают беспокойство признаки деградации некоторых основополагающих ценностей: ошибочное толкование, в теории и на практике, независимости супругов во взаимных отношениях; серьезные разногласия в понимании вопроса авторитета родителей по отношению к своим детям; практические трудности, с которыми часто сталкивается семья при передаче ценностей; растущее число разводов; трагедия абортов; все более частое применение стерилизации; утверждение самого настоящего контрацептивного менталитета.

У истоков этих негативных явлений зачастую лежит искажение самой идеи, а также такое понимание свободы, при котором она воспринимается не как способность осуществить истину замысла Божьего о браке и семье, но как самостоятельная сила, эгоистически используемая для самоутверждения, нередко за счет других, ради собственного благополучия.

Следует обратить внимание и на тот факт, что в странах так называемого «третьего мира» семьи зачастую не имеют не только основных средств к существованию — таких, как пища, работа, жилье, лекарства, но и самых элементарных свобод. В богатых же странах, напротив, чрезмерное благоденствие и потребительская жизненная позиция парадоксальным образом сочетаются с некоторым страхом и неуверенностью в будущем, лишая супругов великодушия и смелости дать жизнь новому человеческому существу: таким образом, жизнь нередко понимается не как благословение, но как угроза, от которой следует защититься.

Историческая ситуация, в которой ныне оказалась семья, представляется, таким образом, неким сочетанием света и тени.

Это свидетельствует о том, что история — не просто прогресс, неизбежно ведущий к лучшему, но — проявление свободы, более того — борьба двух противонаправленных свобод, то есть, согласно знаменитому выражению св. Августина, — противостояние между любовью к Богу вплоть до презрения к себе и любовью к себе вплоть до презрения к Богу [16].

Из сказанного выше следует, что только воспитание в любви, основанной на вере, может помочь обрести способность верно толковать «знамения времен», являющиеся историческим выражением этой двойной любви.

 

Влияние ситуации на совесть верующих


7. Живя в таком мире — под давлением, исходящим, прежде всего, от средств массовой информации, верующие не всегда умели и умеют защитить себя от замутнения смысла основополагающих ценностей и быть совестью, критически оценивающей эту семейную культуру, и активными участниками созидания подлинно семейного гуманизма. Среди наиболее тревожных признаков этой ситуации Отцы Синода подчеркнули, в частности, рост числа разводов среди самих верующих и образование новых союзов; заключение только лишь гражданского брака, что противоречит призванию крещеных к «венчанию в Господе»; принятие Таинства брака без живой веры, но по каким-либо иным причинам; отказ от нравственных норм, регулирующих и содействующих осуществлению сексуальности в браке и придающих ей человеческий и христианский смысл.

 

Наше время нуждается в мудрости


8. Так перед всей Церковью встает задача глубокого переосмысления и вовлеченности в общественные процессы ради того чтобы напитать новую, нарождающуюся культуру евангельскими истинами, чтобы утвердить в сознании людей подлинные ценности, чтобы защитить права мужчин и женщин и способствовать справедливости внутри самого общества. Таким образом «новый гуманизм» не разорвет связь людей с Богом, но будет все более их к Нему приближать.

Наука и ее прикладные области предлагают новые и огромные возможности для построения подобного гуманизма. К сожалению, вследствие политических решений, определяющих направление исследований и их практическое применение, наука нередко используется вопреки ее первоначальному предназначению, каковым является ее участие в развитии человеческой личности.

Поэтому необходимо восстановить в сознании общества приоритет нравственных ценностей, которые являются ценностями человеческой личности как таковой. Новое осознание высшего смысла и основополагающих ценностей жизни является великой задачей сегодняшнего дня, имеющей целью обновление общества. Лишь осознание первостепенной важности этих ценностей позволяет так использовать огромные возможности, вложенные наукой в человеческие руки, что они действительно будут направлены к развитию человеческой личности во всей полноте ее внутренней истины, свободы и достоинства. Наука призвана заключить союз с мудростью.

Поэтому следующие слова II Ватиканского собора можно отнести также и к семейной проблематике: «Наша же эпоха еще больше, чем прошедшие века нуждается в такой мудрости, чтобы все новое, открываемое человеком, становилось более человечным. Ведь будущая судьба мира находится в опасности, если не придут более мудрые люди» [17]. Формирование нравственной совести, делающей всякого человека способным выносить суждения и распознавать надлежащие способы самореализации в соответствии с первоначальной истиной, становится приоритетным и непреложным требованием. Современная культура нуждается в союзе с Премудростью Божией на более глубоком уровне. Каждый человек становится причастником этой Премудрости уже в самом Божием творческом деянии, и лишь храня верность этому союзу, современные семьи смогут положительно влиять на строительство более справедливого и братского мира.

 

Постепенность и обращение


9. Грех, глубоко проникший в структуры современного мира и зачастую не дающий семье полностью реализовать себя и свои фундаментальные права, положил начало несправедливости, которой мы все должны противостоять обращением ума и сердца, следуя Распятому Христу в отречении от собственного эгоизма: такое обращение не может не оказать благотворного и обновляющего влияния также и на общественные структуры.

Необходимо непрерывное, постоянное обращение, которое, требуя внутренней отстраненности от всякого зла и следования полноте добра, фактически осуществляется поэтапно, в виде отдельных шагов, каждый из которых ведет все дальше по этому пути. Так развивается динамичный процесс, который постепенно движется вперед со все более усиливающимся проникновением даров Божиих и требований Его совершенной и абсолютной любви во все аспекты личной и общественной жизни человека. Поэтому необходим педагогический процесс возрастания, чтобы отдельные верующие, а также семьи и народы, и даже сама цивилизация были терпеливо ведомы далее — от того, что они уже получили от тайны Христовой, ко все более богатому ее познанию и полному воплощению ее в своей жизни.

 

Инкультурация


10. Церковь, в согласии со своей неизменной традицией, воспринимает из культур разных народов все то, что способно лучше выразить неисчерпаемые сокровища Христа [18]. Только во взаимодействии всех культур эти сокровища обретут более полное выражение, а сама Церковь будет с каждым днем восходить ко все более совершенному и глубокому познанию той истины, которая была в полноте дарована ей Господом.

Твердо придерживаясь двойного принципа совместимости Евангелия с теми культурами, в которые оно внедряется, и общения со Вселенской Церковью, надлежит продвигаться далее в изучении — особенно со стороны Епископских Конференций и компетентных ведомств Римской Курии — и в пастырской деятельности, чтобы эта «инкультурация» христианской веры осуществлялась более широко, в том числе и в области брака и семьи. Именно через «инкультурацию» приходят к полному восстановлению союза с Божественной Премудростью, которая есть Сам Христос. Вся Церковь обогатится также и теми культурами, которые, не имея технологий, обладают человеческой мудростью и глубокими нравственными ценностями.

Чтобы ясно указать цель этого процесса и безопасный путь к этой цели, Синод надлежащим образом рассмотрел, прежде всего, учение о первоначальном замысле Божием касательно супружества и семьи: согласно учению Христа, он пожелал вернуться к «началу» [19].