Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою. Пс 39,5

III Часть

Обсуждение: пастырские перспективы 

 

При углубленном изучении третьей части Relatio Synodi важно руководствоваться пастырским поворотом, который Внеочередной Синод начал намечать, крепко стоя на позиции II Ватиканского Собора и учительства Папы Франциска. Конференциям Епископов надлежит глубже изучить этот поворот, привлекая, наиболее целесообразным образом, все церковные компоненты, воплощая его в собственных специфических условиях. Ни в коем случае нельзя начинать все с нуля, необходимо за отправную точку брать путь, уже проделанный на Внеочередном Синоде. 

 

Возвещать Евангелие о семье сегодня, в разных условиях (пп. 29-38)   В свете потребности в семье и, одновременно, при наличии в нашем мире множественных сложных вызовов, Синод подчеркнул важность обновления обязательства искренне и серьезно возвещать Евангелие о семье. 

 

 23. Как следует развивать семейное измерение в формации пресвитеров и других пастырских работников? Нужно ли привлекать сами семьи? 

 

 24. Осознаете ли вы, что стремительный прогресс нашего общества требует постоянного внимания к терминологии в пастырской коммуникации? Как действенно свидетельствовать о приоритете благодати с тем, чтобы семейную жизнь планировали и воспринимали как приятие Святого Духа? 

 

 25. Как можно в возвещении Евангелия о семье создать условия для того, чтобы каждая семья стала бы такой, какой она угодна Богу, и получила бы социальное признание своего достоинства и миссии? Какого рода «пастырское обращение» нужно задействовать в этом направлении, что требует еще большего углубления? 

 

 26. Полностью ли очевидна важность сотрудничества с социальными и политическими институтами на благо служения семье? В чем это реально воплощается? Какими критериями следует вдохновляться? Какую роль в этом могут сыграть семейные ассоциации? Как подобное сотрудничество может поддерживаться чистосердечным отказом от культурных, экономических и политических процессов, угрожающих семейной реальности? 

 

 27. Как содействовать связи семьи с обществом и политикой на благо семьи же? Как поддерживать помощь семье со стороны международного сообщества и государства? 

 

Направлять брачующихся на пути подготовки к браку (пп. 39-40)   Синод признал шаги, проделанные за последние годы для содействия надлежащей подготовке юношей и девушек к браку. Однако он подчеркнул и необходимость в большем участии всей христианской общины не только в подготовке, но в первые годы семейной жизни. 

 

 28. Какие курсы по подготовке к браку предлагаются для выявления призвания и миссии семьи согласно вере во Христа? Действуют ли они, как предложение истинно церковного опыта? Как их обновить и улучшить? 

 

 29. Как катехизация христианского посвящения представляет открытость призванию и миссии семьи? Какие шаги расцениваются как насущно необходимые? Как представлять связь крещения с Евхаристией и браком? Каким образом выявлять характер катехумената и мистагоги, нередко присущий курсам по подготовке к браку? Как привлекать общину к этой подготовке? 

 

Сопровождать в первые годы жизни в браке (п. 40) 

 30. Надлежащим ли образом используется как в подготовке, так и в сопровождении в первые годы жизни в браке важный вклад свидетельства и поддержки, вносимый семьями, ассоциациями и семейными движениями? Какие примеры положительного опыта можно привести в этой области? 

 

 31. Пастырское попечение о сопровождении пар в первые годы их семейной жизни, отмечалось на дебатах Синода, нуждается в дальнейшем развитии. Какие из наиболее значимых инициатив уже реализованы? Какие аспекты требуется усилить на уровне прихода, диоцеза или в сфере ассоциаций и движений? 

 

Пастырское попечение о лицах, состоящих в гражданском браке или сожительствующих (п. 41-43) 

 На дебатах Синода вспоминалось, что различия ситуаций обусловлены множеством культурных и экономических факторов, практиками, укорененными в традиции, а также тем – что молодежи трудно принимать решения, налагающие обязательства на всю жизнь. 

 

 32. Какие критерии для правильного пастырского распознания отдельных ситуаций следует рассматривать в свете учения Церкви, согласно которому, образующими элементами брака являются единство, нерасторжимость и открытость рождению потомства? 

 

 33. В состоянии ли христианская община принять пастырское участие в подобных ситуациях? Как община помогает распознавать положительные и негативные элементы жизни людей, состоящих в гражданском браке, как направляет их и поддерживает на пути возрастания и обращения, сопровождая к таинству брака? Как помочь сожительствующим решиться на заключение брака? 

 

 34. В частности, как отвечать на проблемы, поставленные сохранением традиционных форм поэтапного бракосочетания или брака по сговору между семьями? 

 

Исцелять раненные семьи (расставшиеся супруги, разведенные, не вступившие в новый союз, разведенные, вступившие в новый союз, монородительские семьи) (пп. 44-54)

 На дебатах Синода также выявлена потребность в пастырстве, продиктованном искусством сопровождения, поскольку, «нам нужно придать нашему странствию целительный ритм близости, нам нужен почтительный и полный сострадания взгляд, который одновременно лечит, освобождает и вдохновляет созревать в христианской жизни» (Evangelii Gaudium, 169). 

 

 35. Готова ли христианская община заботиться о раненных семьях, чтобы помочь им ощутить милосердие Отца? Какие действия предпринять для устранения социальных и экономических факторов, зачастую определяющие их раны? Какие шаги сделаны и каких нужно сделать для развития этой деятельности и для поддерживающей ее миссионерской сознательности? 

 

 36. Как содействовать определению общих линий пастырства на уровне отдельной Церкви? Как в связи с этим развивать диалог между разными отдельными Церквями “cum Petro e sub Petro”? 

 

 37. Как сделать доступнее, проще, по возможности – бесплатными, процедуры по признанию случаев недействительности брака? (п. 48) 

 

 38. Пастырство таинств в отношении разведенных, вступивших в новый союз, нуждается в дальнейшем углублении, оценке, в том числе, практики православных, с учетом «различия между объективно греховным положением и смягчающими обстоятельствами» (п. 52). В каком направлении двигаться? Какие практики возможны? Предложения по предупреждению не должных или не нужных форм препятствий? 39. Позволяют ли действующие нормы дать убедительный ответ на вызовы, бросаемые смешанными и межконфессиональными браками? Следует ли учитывать другие элементы? 

 

Пастырское внимание к лицам с гомосексуальной ориентацией (пп. 55-56)

 Пастырская забота о лицах с гомосексуальной ориентацией сегодня ставит новые задачи, обусловленные, в том числе, тем, каким образом социально отстаиваются их права. 

 

 40. Как христианская община обращает пастырское внимание на семьи, в лоне которых присутствуют лица с гомосексуальной ориентацией? Каким образом, избегая какой бы то ни было несправедливой дискриминации, заботиться в свете Евангелия о людях в подобном положении? Как предлагать им требования воли Божией в отношении их положения? 

 

Передача жизни и проблема снижения рождаемости (пп. 57-59)   Передача жизни – основополагающий элемент призвания-миссии семьи: «Пусть супруги знают о том, что в своей обязанности давать детям жизнь и воспитывать их, которую следует считать особой миссией супругов, они являются соработниками и как бы истолкователями любви Бога Творца» (Gaudium et Spes, 50). 

 

 41. Какие наиболее значимые шаги предприняты для возвещения и действенного поддержания открытости к жизни, красоте и человеческому достоинству, воплощающемуся в том, чтобы становиться матерью и отцом, по примеру Humanae Vitae Блаженного Павла VI? Каким образом развивать диалог с науками и биомедицинскими технологиями, в духе уважения человеческой экологии продолжения рода? 

 

 42. Щедрое материнство/отцовство нуждается в структурах и инструментах. Живет ли христианская община в духе подлинной солидарности и субсидиарности? Как? Мужественно ли предлагает эффективные решения, в том числе, на социо-политическом уровне? Каким образом поощрять усыновление и опеку как высочайшее знамение плодотворной щедрости? Как поддерживать заботу о детях и уважение к ним? 

 

 43. Христианин переживает материнство/отцовство как ответ на призвание. Достаточно ли в катехизации подчеркивается это призвание? Какие предлагаются подготовительные курсы с тем, чтобы это призвание действительно направляло совесть супругов? Осознаются ли серьезные последствия демографических изменений? 

 

 44. Как Церковь борется с язвой аборта, распространяет ли эффективную культуру жизни? Вызов воспитания и роль семьи в евангелизации (пп. 60-61) 

 

 45. Родителям не всегда легко исполнять воспитательную миссию: встречают ли они солидарность и поддержку в христианской общине? Какие подготовительные курсы предлагаются? Какие шаги нужно предпринять для признания воспитательной задачи родителей в том числе на социо-политическом уровне? 

 

 46. Как развивать в родителях и в христианской семье осознание долга передавать веру как неотъемлемого измерения собственно христианской идентичности? 

 

© Copyright 2014 – Segreteria Generale del Sinodo dei Vescovi 

 

Русский перевод 

© Коференция Католических Епископов России 

 

Questo testo può essere riprodotto dalle Conferenze Episcopali oppure con la loro autorizzazione, a condizione che il suo contenuto non sia alterato in nessun modo e che due copie del medesimo siano inviate alla Segreteria Generale del Sinodo dei Vescovi, 00120 Città del Vaticano. 

 

Этот текст может быть воспроизведен Конференциями Епископов или по их разрешению, при условии, что его содержание не будет изменено никоим образом и два экземпляра будут посланы в Генеральный секретариат Синода Епископов.