Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Мф 5,6

Первая часть

Слушание: условия и вызовы, брошенные семье 

 

Социо-культурный контекст 

 5. Верные учению Христову давайте посмотрим на сегодняшние реалии семьи во всей их сложности, на светлые и темные стороны. Подумаем о родителях, бабушках и дедушках, братьях и сестрах, о близких и дальних родственниках, на связь между двумя семьями, всякий раз устанавливающуюся при заключении брака. Сегодня антропологическо-культурные перемены влияют на все аспекты жизни, поэтому требуется аналитический, диверсифицированный подход. Прежде всего, следует подчеркнуть положительные аспекты: большая свобода выражения и лучшее признание прав женщины и ребенка, по крайней мере, в некоторых регионах. Но с другой стороны, точно также необходимо признавать усугубляющуюся опасность в виде чрезмерного индивидуализма, искажающего семейные узы: в итоге, каждый член семьи воспринимается как остров, в некоторых случаях даже превалирует представление о субъекте, созидающем себя согласно личным желаниям, возведенным в абсолют. К этому добавляется кризис веры, коснувшийся многих католиков – именно это зачастую оказывается источником кризиса брака и семьи. 

 

 6. Самая зияющая брешь в нынешней культуре – одиночество, плод отсутствия Бога в жизни личности и результат хрупкости взаимоотношений. Существует и общее чувство бессилия перед лицом социо-экономических реалий, которое нередко, в итоге, разбивает семьи. Как самый настоящий кошмар воспринимаются распространение бедности и непостоянная трудовая занятость, безусловно, чрезмерно давящее налогообложение не поощряет юношей и девушек вступать в брак. Часто из-за безразличия и невнимания учреждений семьи чувствуют себя оставленными. Негативные последствия для организации общества очевидны: от демографического кризиса до образовательных проблем, от нежелания принять зарождающуюся жизнь до отношения к пожилым людям как к бремени, в итоге распространяется эмоциональная нестабильность, порой выливающаяся в насилие. Государство ответственно за обеспечение законодательных условий и рабочих мест, гарантирующих молодежи будущее и помогающих реализовать планы по созданию семьи. 

 

 7. Особые вызовы бросают определенное культурное и религиозное окружение. В некоторых обществах до сих пор практикуется полигамия, а в ряде традиционных сообществ – обычай «поэтапного бракосочетания». В ряде мест превалирует практика «брака по сговору». В странах, где присутствие Католической Церкви незначительно, заключается большое число смешанных браков, с сопутствующим культовым отличиям множеством проблем, влияющих на юридическую структуру, крещение и воспитание детей, на уважение супругов к особенностям вероисповедания друг друга. Подобным брачным союзам угрожают релятивизм либо индифферентность, однако они также могут представлять собой возможность для развития экуменического духа и межрелигиозного диалога в атмосфере гармоничного сосуществования разных общин, живущих в одном месте. Во многих местах – не только на Западе – широко распространяется практика добрачного сожительства или даже конкубината, не нацеленного на установление в будущем институциональных уз. Это зачастую дополняется светским законодательством,  ставящим под вопрос существование брака и семьи. Из-за секуляризации во многих частях мира упоминания о Боге значительно сократились, а вера больше не разделяется обществом. 

 

 8. Многие дети рождаются вне брака, особенно – в ряде стран, многие растут лишь с одним из родителей, или в «расширенной семье» либо в «восстановленной семье». Число разводов возрастает, нередко причиной оказываются решения, обусловленные факторами чисто экономического порядка. Дети зачастую становятся объектом состязания между родителями, именно сыновья и дочери – настоящие жертвы распада семьи. Отцы нередко отсутствуют, причем, не только по экономическим причинам, когда, напротив, ощущается потребность в том, чтобы они взяли на себя непосредственную ответственность за потомство и за семью. Все еще необходимо защищать и поддерживать достоинство женщины. Так, сегодня во многих обществах быть женщиной означает быть объектом дискриминации, даже дар материнства нередко воспринимается как преступление, а не как ценность. Ни в коем случае нельзя забывать об эскалации насилия, жертвами которого оказываются женщины, порой, к сожалению, даже в собственной семье, и о распространенной в некоторых культурах страшной практике уродовать женские половые органы. Сексуальное использование детей – еще одно из наиболее скандальных извращений современного общества. В обществах, пронизанных насилием из-за войны, терроризма, организованной преступности, семьи разрушаются, и, как следствие, в огромных мегаполисах и на их окраинах усугубляется так называемый феномен «детей улицы». Еще один признак времени – миграция, необходимо рассмотреть это явление и понять, важность его последствий для семейной жизни. 

 

Важность эмоциональной жизни 

 9. В условиях обрисованной социальной картины во многих частях мира, у людей встречается огромная потребность заботиться о собственной личности, познать свой внутренний мир, жить в большем согласии с собственными эмоциями и чувствами, искать наилучший способ построения аффективных взаимоотношений. Это достойное стремление может пробудить желание заняться созиданием отношений, построенных на самоотдаче и взаимности, укрепляющихся и развивающихся в семье. Однако нельзя недооценивать серьезность опасности индивидуализма и риск эгоизма. Задача Церкви – помогать парам созревать эмоционально и развиваться аффективно посредством диалога, добродетели и упования на милосердную любовь Бога. Полнота обязательства, налагаемого христианским браком, может стать сильным противоядием от искушения эгоистичным индивидуализмом. 

 

 10. Многие направления культуры в современном мире, как представляется, навязывают ничем не ограниченную чувственность, поощряя испытать все ее аспекты, включая сложнейшие. Так, сейчас очень актуальна проблема аффективной хрупкости: нарцистической чувственности, неустойчивой и переменчивой, не всегда помогающей субъекту достичь зрелости. Вызывает беспокойство распространение порнографии и коммерциализации тела, чему, в том числе, способствует неупорядоченное использование интернета; следует обличать положение людей, вынужденных заниматься проституцией. В этих условиях пары испытывают неуверенность, колеблются, им трудно найти пути для развития. Многие склонны останавливаться на первичных этапах эмоциональной и сексуальной жизни. Кризис пары дестабилизирует семью и может из-за расставания и развода серьезно отразиться на взрослых, детях и обществе, ослабляя индивида и социальные взаимосвязи. Демографический спад, обусловленный мышлением, направленным на сокращение рождаемости и поощряемый всемирной политикой в сфере репродуктивного здоровья, не только определяет положение дел, при котором смена поколений больше не гарантирована, но и создает угрозу материального обеднения со временем и утраты надежды на будущее. Кроме того, на рождаемость сильно повлияло развитие биотехнологий. 

 

Пастырская задача 

  11. В такой ситуации Церковь осознает необходимость сказать слово истины и надежды. Следует распространять убеждение, что человек исходит от Бога, и благодаря этому, рефлексия, способная вновь задаться высокими вопросами о смысле человеческого бытия, нашла бы плодотворную почву в самых сокровенных ожиданиях человечества. Великие ценности брака и христианской семьи соответствуют поиску, пронизывающему существование человека даже в эпоху, отмеченную индивидуализмом и гедонизмом. Нужно принимать людей с их конкретным жизненным положением, уметь поддерживать в поисках, подкреплять жажду Бога и желание ощущать себя полноценной частицей Церкви даже у тех, кто пережил крах или оказался в самых разных ситуациях. Христианская весть неизменно несет в себе реальность и динамику милосердия и истины, сходящихся во Христе.