Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
“Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12”

II Часть 

Взгляд на Христа: Евангелие семьи 

 

Взгляд на Иисуса и божественная педагогика в истории спасения 

 12. Для «проверки нашего перехода через землю современных вызовов, решающее условие – неотрывно смотреть на Иисуса Христа, задерживаться в созерцании Его Лика и в поклонении Ему […]. Ведь всякий раз, когда мы возвращаемся к источнику христианского опыта, нам открываются новые дороги и немыслимые возможности» (Папа Франциск, Речь 4 октября 2014 года). Иисус с любовью и нежностью обращал свой взгляд на встреченных жен и мужей, сопровождал их шаги истиной, терпением и милосердием, возвещая требования Царствия Божия. 

 

 13. Поскольку порядок творения определен ориентацией на Христа, следует отличать, не разделяя, разные степени сообщения Богом человечеству благодати завета. С позиций божественной педагогики, в соответствии с которой порядок творения последовательно развивается в порядок искупления, следует понимать новизну христианского брачного таинства без отрыва от естественного изначального бракосочетания. Тем самым подразумевается образ спасительного деяния Бога, как в творении, так и в христианской жизни. В творении: поскольку все сотворено Христом и для Него (ср. Кол 1,16), христиане «рады находить и готовы уважать сокрытые в них семена Слова. Вместе с тем они должны наблюдать за глубокой трансформацией, происходящей в жизни народов» (Ad gentes, 11). В христианской жизни: поскольку через крещение верующий принимается в Церковь при посредничестве домашней церкви, то есть, своей семьи, то он начинает «динамичный процесс, который постепенно движется вперед со все более усиливающимся проникновением даров Божиих» (Familiaris consortio, 9), благодаря постоянному обращению в любви, спасающей от греха и дарующей полноту жизни. 

 

 14. Сам Иисус, говоря о первоначальном замысле о человеческой паре, подтверждает нерасторжимость союза мужчины и женщины, хотя и отмечает, что «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф 19,8). Нерасторжимость брака («Что Бог сочетал, того человек да не разлучает», Мф 19,6) следует понимать отнюдь не как наложенное на людей «бремя», а как «дар» для личностей, соединенных в браке. Тем самым Иисус показывает, что Божественная благосклонность всегда сопутствует человеку, исцеляет и преображает ожесточенное сердце Своей благодатью, по Крестному пути направляет к Своему началу. Евангелия ясно представляют пример Иисуса, служащий парадигмой для Церкви. Иисус принял семью, положил начало Своим знамениям на брачном пире в Кане, возвещал весть о смысле брака как полноту Откровения, восстанавливающего изначальный замысел Бога (см. Мф 19,3). Но одновременно Он применял на деле преподаваемое учение, являя таким образом истинную суть милосердия. Это подтверждается описанием встречи с самарянкой (см. Ин 4,1-30) и встрече с женщиной, взятой в прелюбодеянии (см. Ин 8,1-11), во время которой Иисус, с любовью принимая согрешившую личность, подводит ее к раскаянию и обращению («иди и впредь не греши») – к условию для прощения. 

 

Семья в спасительном замысле Бога 

 15. Слова вечной жизни, оставленные Иисусом ученикам, включают учение о браке и семье. Учение Иисуса позволяет нам различить три фундаментальных этапа замысла Божия о браке и семье. Вначале появилась первичная семья, после того, как Бог-Творец установил первый брак Адама и Евы как нерушимое основание семьи. Бог не только создал человека как мужчину и женщину (см. Быт 1,27), но и благословил обоих плодиться и размножаться (см. Быт 1,28). Потому «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт 2,24). Этот союз был поврежден грехом и превратился в исторический образ бракосочетания у Народа Божия, поэтому Моисей допустил возможность составлять разводное письмо (см. Втор 24,1 сл.). Именно такая форма превалировала во времена Иисуса. С Его пришествием и примирением падшего мира посредством принесенного Им искупления, завершилась эра, начатая Моисеем. 

 

 16. Иисус примирил в Себе все, вернул браку и семье их изначальную форму (см. Мк 10,1-12). Семья и брак искуплены Христом (см. Еф 5,21-32), восстановлены по образу Пресвятой Троицы – Тайны, из которой проистекает всякая истинная любовь. Супружеский союз, установленный в творении и открытый в истории спасения, получает полноту откровения о своем смысле во Христе и в Его Церкви. От Христа через Церковь брак и семья приобретают благодать, необходимую для свидетельствования о любви Божией и для жизни в единстве. Евангелие о семье пронизывает историю мира с самого сотворения человека по образу и подобию Бога (см. Быт 1,26-27) и вплоть до исполнения тайны Завета во Христе в конце времен на брачной трапезе Агнца (см. Откр 19,9; Иоанн Павел II, Катехеза о очеловеческой любви).