Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф 5,3

Семья в документах Церкви 

 17. «Столетиями Церковь обязательно озвучивала свое неизменное учение о браке и семье. Одно из высочайших выражений Учительства предложено II Ватиканским Вселенским Собором, в Пастырской конституции Gaudium et Spes целая глава посвящена поддержанию достоинства брака и семьи (см. Gaudium et Spes, 48). В ней в центр семьи ставится любовь и одновременно демонстрируется истина этой любви в сравнении с разнообразными формами упрощенного понимания, присущими современной культуре. «Истинная любовь между мужем и женой» (Gaudium et Spes, 49), влечет за собой взаимную самоотдачу, включает и дополняет сексуальное и эмоциональное измерения, в соответствии с Божественным замыслом (см. Gaudium et Spes, 48-49). Кроме того, в Gaudium et Spes, 48, подчеркивается укорененность супругов во Христе: «Господь Христос «выходит навстречу христианским супругам через таинство брака» и пребывает с ними. В Воплощении Он приемлет человеческую любовь, очищает и ведет ее к полноте, дарует супругам Своим Духом способность жить этой любовью, пронизывая всю свою жизнь верой, надеждой и милосердием. Тем самым супруги уподобляются посвященным Богу и, с помощью своей особой благодати, созидают Тело Христово и устанавливают домашнюю церковь (см. Lumen gentium, 11), точно так же и Церковь, чтобы всецело 8 понять свою тайну, взирает на христианскую семью, в которой наиболее подлинно проявляется эту тайну». (Instrumentum laboris, 4). 

 

 18. «В русле II Ватиканского Собора Учительство Понтификов углубило учение о браке и о семье. В частности, Павел VI в Энциклике Humanae Vitae высветил теснейшую связь супружеской любви и зарождения жизни. Святой Иоанн Павел II уделил семье особое внимание в катехезических беседах о человеческой семье, в Послании к семьям (Gratissimam Sane) и, прежде всего, в Апостольском увещевании Familiaris Consortio. В этих документах Понтифик назвал семье «путем Церкви»; в общих чертах описал призвание мужчины и женщины к любви; наметил основные линии пастырского попечения о семье и линии присутствия семьи в обществе. Так, говоря о супружеской любви (см. Familiaris Consortio, 13), он описал, каким образом супруги в их взаимной любви получают дар Духа Христова и переживают свое призвание к святости» (Instrumentum laboris, 5). 

 

 19. «Бенедикт XVI в Энциклике Deus Caritas Est вернулся к теме истины любви мужчины и женщины, которая полностью освещается только в свете любви Христа Распятого (см. Deus Caritas Est, 2). Он настаивает: «Брак, основанный на исключительной и окончательной любви, становится образом отношений Бога со Своим народом, и наоборот: любовь Бога - способ, которым Он ее проявляет - становится мерой любви человеческой» (Deus Caritas Est, 11). Кроме того, в Энциклике Caritas in Veritate он выделяет важность любви как принципа жизни в обществе (см. Caritas in Veritate, 44) как в месте, где человек приобретает опыт общего блага» (Instrumentum laboris, 6). 

 

 20. «Папа Франциск в Энциклике Lumen Fidei, рассматривая связь между семьей и верой, пишет: «Встреча со Христом, согласие принять Его любовь и руководствоваться ею расширяет горизонт существования, дарует ему крепкую, не разочаровывающую надежду. Вера – не убежище для людей, лишенных мужества, а расширение пространства жизни. Она позволяет открыть великое предназначение, призвание к любви, и убеждает, что эта любовь надежна, что стоит предать себя ей, поскольку ее основание – верность Бога, которая сильнее любой нашей слабости» (Lumen Fidei, 53)» (Instrumentum laboris, 7). 

 

Нерасторжимость брака и радость совместной жизни 

 21. Взаимный дар, лежащий в основе таинственного брака, укоренен в благодати крещения, устанавливающего фундаментальный завет каждой личности со Христом в Церкви. Во взаимном приятии и с благодатью Христа брачующиеся обещают друг другу принести себя полностью в дар, хранить верность и открытость жизни, признают созидающими элементами дары, данные им Богом, серьезно принимают взаимное обязательство во имя Бога и перед лицом Церкви. Далее, в вере можно рассматривать блага брака как обязательства, которые намного лучше исполнять с помощью благодати Таинства. Бог освящает любовь супругов и подтверждает ее нерасторжимость, предлагаем им помощь, чтобы жить в верности, во взаимном соединении и открытости к жизни. Поэтому Церковь обращает свой взгляд на супругов как на сердце всей семьи, обращающей, в свою очередь, свой взгляд на Иисуса. 

 

 22. В том же русле, повторяя учение Апостола о том, что все творение было задумано во Христе и ради Него (ср. Кол 1,16), II Ватиканский Собор пожелал оценить естественный брак и элементы действительности, присущие другим религиям (см. Nostra Aetate, 2) и культурам, несмотря на их ограниченность и недостаточность (см. Redemptoris Missio, 55). Присутствие семян Слова в культурах (см. Ad Gentes, 11) некоторым образом применимо и к реалиям брака и семьи во многих культурах, а также среди нехристиан. Итак, в некоторых формах вне христианского брака – но обязательно основанного на стабильных и истинных отношениях мужчины и женщины, - существуют элементы действительности, которые, в любом случае, как мы считаем, направлены к нему. Церковь, обращая взгляд на человеческую мудрость народов и культур, признает и такую семью базовой, обязательной и плодотворной ячейкой человеческого сосуществования.