Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.Мф.5,7

Пастырское попечение о лицах, состоящих в гражданском браке или в сожительстве 

 41. Синод, продолжая возвещать ценность христианского брака и поддерживать его, также поощряет проявлять пастырский подход при распознании ситуаций многих, кто больше не живет этой реалией. Важно вступать в пастырский диалог с такими людьми для выявления элементов жизни, которые могли бы привести к большей открытости Евангелию о браке во всей его полноте. Пастыри должны устанавливать элементы, могущие содействовать евангелизации, человеческому и духовному развитию. Новая чуткость современного пастырства заключается в понимании положительных элементов, присущих гражданским бракам, и, с должным признанием отличий, реалиям сожительства. Нам необходимо в предложениях от имени церкви, ясно отстаивая христианскую весть, указать и на конструктивные элементы ситуаций, пока еще или уже не соответствующих благовестию. 

 

 42. Также отмечено, что во многих странах «растет численность пар, сожительствующих ad experimentum, без какого-либо бракосочетания – ни канонического, ни гражданского» (Instrumentum Laboris, 81). В некоторых странах это происходит, особенно, в традиционном браке, согласованном между семьями и нередко заключаемом поэтапно. В других странах, напротив, постоянно увеличивается число тех, кто прожив вместе длительное время, просят о заключении брака в церкви. Простое сожительство нередко выбирается из-за общего мировоззрения, противящегося институтам и окончательным обязательствам, но также и в ожидании жизненной стабильности (работа и фиксированная заработная плата). В некоторых странах, напротив, фактические союзы очень распространены не только из-за отказа от ценностей семьи и брака, но, в первую очередь, в силу факта, что женитьба воспринимается как роскошь из-за социальных условий, поэтому материальная необеспеченность вынуждает жить в фактическом союзе. 

 

 43. Все эти ситуации необходимо конструктивно разбирать, стараясь трансформировать их в возможность найти путь к полноте брака и к семье в свете Евангелия. Нужно принимать их, терпеливо и деликатно сопровождать. С этой целью важно привлекательное свидетельство истинно христианских семей, как субъектов евангелизации семьи. 

 

Исцелять раненные семьи (расставшиеся супруги, разведенные, не вступившие в новый союз, разведенные, вступившие в новый союз, монородительские семьи) 

 44. Супруги, испытывающие проблемы в отношениях, должны рассчитывать на помощь и сопровождение Церкви. Пастырство милосердия и любви нацелено на восстановление личности и отношений. Опыт показывает, что при должной помощи и благодаря примиряющему действию благодати, большой процент браков преодолевает свой кризис удовлетворительно. Умение прощать и чувствовать прощение – основополагающий опыт в семейной жизни. Супружеское прощение позволяет ощутить любовь, которая всегда и никогда не перестает (ср. 1Кор 13,8). Однако порой тому, кто получил прощение у Бога, трудно найти силу предложить искреннее прощение, возрождающее личность. 

 

 45. На Синоде вновь четко была озвучена потребность в мужественных пастырских решениях. Мы настойчиво подтверждаем верность Евангелию о семье и признаем, что расставание и развод всегда оказываются раной, причиняющей глубокие страдания и переживающим их супругам, и их детям. Поэтому Отцы Синода указали на 13 безотлагательную необходимость в новых пастырских путях, исходящих из действительной реалии семейных хрупких сторон, зная, что часто они «переносятся» с большим страданием, чем решения, принятые в полной свободе. Речь идет о разных, в силу личностных, культурных и социо-экономических факторов, ситуациях. Необходимо различать разные случаи друг от друга, как предлагал Святой Иоанн Павел II (Familiaris Consortio, 84). 

 

 46. Любая семья должна быть в первую очередь с уважением и любовью выслушана, нужно стать для нее спутником, как Христос сопутствовал ученикам на дороге в Эммаус. Особенно важны для этих ситуаций слова Папы Франциска: «Церкви следует прививать своим членам – священникам, монашествующим и мирянам – «искусство сопровождения», чтобы все научились всегда снимать сандалии, прежде чем ступить на святую землю другого (ср. Исх 3,5). Нам нужно придать нашему странствию целительный ритм близости, нам нужен почтительный и полный сострадания взгляд, который одновременно лечит, освобождает и вдохновляет созревать в христианской жизни» (Evangelii Gaudium, 169). 

 

 47. Особое различение обязательно при пастырском сопровождении лиц, расставшихся с супругом, разведенных, покинутых. Прежде всего, нужно принять и оценить страдания тех, кто несправедливо подвергся разлучению, разводу и оставлению, или же был вынужден прекратить совместную жизнь из-за жестокого обращения со стороны супруга. Простить нанесенную несправедливо обиду нелегко, но благодать делает этот путь возможным. Здесь необходимо пастырство примирения и посредничества, в том числе – в специализированных приемных (centro di ascolto), которые следует учреждать в диоцезах. Наряду с этим следует всегда подчеркивать важность искренней и конструктивной заботы о влиянии последствий расставания или развода родителей на детей – те, в любом случае, оказываются невинными жертвами обстоятельств. Они не могут быть «объектом» для оспаривания друг у друга, необходимо для них искать наилучшие формы преодоления травмы от распада семьи, для того, чтобы они могли спокойно расти, насколько это возможно. В любом случае, Церковь всегда обязана выявлять несправедливость, очень часто обусловленную ситуацией развода. Особое внимание нужно уделять сопровождению монородительских семей, в частности, необходимо помогать женщинам, которым приходится в одиночку брать на себя ответственность за дом и воспитание детей. 

 

 48. Большое число Отцов подчеркнуло необходимость сделать доступнее и облегчить, а по возможности – сделать бесплатными, процедуры по признанию случаев недействительности брака. Прозвучали следующие предложения: отказаться от необходимости принятия Трибуналом двойного согласногорешения; возможность использовать административную процедуру под ответственность диоцезного епископа; использование упрощенного процесса в случаях очевидной недействительности. Некоторые Отцы, однако, выступают против подобных предложений, так как они не гарантируют вынесение надежного суждения. Нужно подчеркнуть, что во всех этих случаях речь идет о выяснении истины о действительности уз. Согласно другим предложениям, необходимо также рассмотреть возможность оценивать роль веры брачующихся в отношении действительности таинства брака, при твердом согласии с тем, что все действительные браки между крещеными являются таинством. 

 

 49. Что касается требуемого многими упрощения процедуры рассмотрения брачных дел, то помимо подготовки достаточного количества сотрудников, клириков и мирян, преимущественно по этой теме, нужно подчеркнуть ответственность диоцезного епископа, который в диоцезе может уполномочить должным образом подготовленных консультантов безвозмездно консультировать стороны по вопросу действительности их брака. Эти функции может исполнять отдел или квалифицированные люди (см. Dignitas Connubii, ст. 113, 1). 

 

 50. Разведенные, не заключившие новый союз часто свидетельствуют о супружеской верности, их следует поощрять обретать в Евхаристии пищу, поддерживающую в их положении. Местная общины и пастыри должны усердно сопровождать таких людей, особенно, если у них есть дети или они оказались в тяжелом, бедственном положении. 

 

 51. Положение разведенных, заключивших новый союз, требует внимательного распознания и сопровождения в духе уважения, отказа от любых терминов и позиций, усугубляющих у них чувство дискриминации, ради поощрения их участия в общинной жизни. Забота о них – не признак ослабления веры христианской общины или ее свидетельства о нерасторжимости брака, скорее, именно в таком попечении воплощается милосердие общины. 

 

 52. Осмыслялась возможность допущения разведенных и заключивших новый союз к таинствам Покаяния и Евхаристии. Многие Отцы Синода настаивали на сохранении нынешней дисциплины, в силу сущностной связи между участием в Евхаристии и в общении с Церковью, в единстве с ее учением о нерасторжимости брака. Другие высказались за необобщенный подход к допущению к евхаристической трапезе при определенных ситуациях на четко установленных условиях, особенно, если речь идет о необратимых случаях, связанных с нравственными обязанностями в отношении детей, вынужденных переносить несправедливые страдания. Возможному допущению к таинствам должен предшествовать путь покаяния под ответственностью диоцезного Епископа. Этот вопрос требует углубленного изучения, учитывая различие между объективно греховным положением и смягчающими обстоятельствами, поскольку «вменение вины и ответственность за поступок могут быть смягчены или сняты» при возникновении разных «психических или социальных факторов» (Катехизис Католической Церкви, 1735). 

 

 53. Некоторые из Отцов настаивали, что разведенные лица, заключившие новый союз или сожительствующие, могут плодотворно приступать к духовному Причащению. Другие задавали вопрос, почему же тогда те не могут приступать к таинству Причащения. То есть, требуется углубленное изучение тематики для выявления особенностей двух форм Причащения и их связи с богословием брака. 

 

 54. Проблемы, касающиеся смешанных браков, нередко озвучивались на выступлениях Отцов Синода. Различия в дисциплине брака Православных Церквей в некоторых условиях ставят проблемы, требующие осмысления в экуменической сфере. Аналогично, для межрелигиозных браков будет важен вклад межрелигиозного диалога. 

 

Пастырское внимание к лицам с гомосексуальной ориентацией 

 55. Некоторые семьи переживают опыт наличия в их числе лиц с гомосексуальной ориентацией. В связи с этим, был поставлен вопросо должном пастырском внимании в подобной ситуации, опираясь на учение Церкви: «Не существует никаких оснований для уподобления или проведения аналогий, даже косвенных, между гомосексуальными союзами и замыслом Божиим о браке и семье». Тем не менее, мужчин и женщин, испытывающих гомосексуальные наклонности, нужно принимать в духе уважения и деликатности. «По отношению к ним следует избегать ярлыков и несправедливой дискриминации» (Конгрегация Вероучения, Замечания по проектам легализации союзов между гомосексуальными личностями, 4). 

 

 56. Совершенно неприемлемо, что пастыри Церкви подвергаются давлению в этом вопросе, что международные организации с помощью финансовой помощи заставляют малообеспеченные страны принимать законы, признающие «брак» между лицами одного пола.