Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12

Передача жизни и проблема снижения рождаемости

 57. Нетрудно констатировать распространение менталитета, сводящего рождение новой жизни к некоему изменчивому проекту – личному или пары. Факторы экономического свойства порой оказывают решающее давление, содействуя стремительному снижению рождаемости, что ослабляет социальную ткань, ставит под вопрос связь между поколениями, из-за человек все более неуверенно смотрит в будущее. Открытость жизни это требование, изнутри присущее супружеской любви. В свете этого Церковь поддерживает семьи, принимающие, воспитывающие и окружающие любовью детей с ограниченными возможностями здоровья. 

 

 58. И в этой сфере следует исходить из слушания людей, признавать справедливость красоты и истины безусловной открытости жизни, в чем нуждается человек, чтобы полноценно жить любовью. Именно на эту основу должно опираться верное учение об использовании естественных методов для ответственного продолжения рода. Оно помогает гармонично и осознанно переживать единение супругов во всех его измерениях, вместе с ответственностью за рождение потомства. Нужно открыть заново послание Энциклики Humanae Vitae Павла VI, подчеркивающей необходимость уважать достоинство личности при нравственной оценке методов регуляции рождаемости. Усыновление детей – сирот и отказников – принимаемых в качестве кровных детей, представляет собой специфическую форму семейного апостолата (см. Apostolicam Actuositatem, 11), неоднократно упоминается и поощряется учительством (см. Familiaris Consortio, 41; Evangelium Vitae, 93). Решение усыновить либо взять под опеку ребенка выражает особую плодотворность супружеского опыта, не только когда он отмечен бесплодием. Такой выбор – красноречивое знамение семейной любви, возможность свидетельствовать о своей вере и восстановить сыновнее достоинство того, кто этого лишен. 

 

 59. Следует помогать переживать проявления аффективной сферы, в том числе – в супружеской связи как путь созревания, в духе все более глубокого приятия другого и все более полной самоотдачи. В связи с этим стоит подчеркнуть необходимость предложить программы формации, подпитывающие супружескую жизнь, а также важность мирянского служения, предлагающего сопровождение в форме живого свидетельства. Огромную помощь оказывает пример верной и глубокой любви, проявляющейся в нежности, уважении, способности развиваться со временем; такая любовь в конкретной открытости рождению жизни переживает трансцендентную нам тайну. 

 

Вызов воспитания и роль семьи в евангелизации 

 60. Один из фундаментальных вызовов, с которым сегодня столкнулись семьи, безусловно, вызов образования, ставшего из-за нынешних культурных реалий и огромного влияния масс-медиа более требовательным и сложным. Необходимо должным образом считаться с потребностями и ожиданиями семей, умеющих оставаться в повседневной жизни местом развития, конкретной и сущностной передачи ценностей, формирующих бытие. Это означает, что родители могут свободно выбирать, какой тип образования дать детям, в соответствии со своими убеждениями. 

 

 61. Церковь выполняет важную роль по поддержке семей, начиная с христианского посвящения, с помощью принимающих общин. Сегодня, более, чем вчера, в сложных и в рядовых обстоятельствах, от нее требуется поддерживать родителей в их воспитательных обязанностях, сопровождать детей, подростков и молодежь в развитии благодаря персонализированным программам, способным привести к полноте смысла жизни, делать выбор и принимать на себя ответственность в свете Евангелия. Мария Своей нежностью, милосердием, материнской чуткостью питает жажду гуманности и жизни, поэтому семьи и весь христианский народ призывают Ее в молитве. Пастырство и почитание Богородицы – подходящая отправная точка для возвещения Евангелия о семье.

 

Заключение 

 

 62. Задача предложенных размышлений, плода синодальной работы, протекавшей очень свободно и в духе взаимного слушания, – очертить проблемы и наметить перспективы, которые местные Церкви должны зрело и четко осмыслить за год, отделяющий нас от Очередной Генеральной Ассамблеи Синода Епископов, запланированной на октябрь 2015 и посвященной призванию и миссии семьи в Церкви и в современном мире. Речь отнюдь не идет ни о принятых решениях, ни о легких перспективах. Тем не менее, коллегиальный путь епископов и вовлечение всего народа Божия под действием Святого Духа, при обращении к Святому Семейству как к образцу, могут направить нас к обретению путей истины и милосердия для всех людей. Именно это пожелание Папа Франциск обратил к нам с самого начала нашей работы, призвав нас к мужеству веры и к смиренному, честному приятию истины в любви.