Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф 5,3

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

LECTIO

Первое чтение: из Деяний святых Апостолов 2.1-11

 

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Когда день Пятидесятницы подходил к завершению, исполнилось обещание, данное Христом (1, 1-5). Событие, о котором говорится, произошло около девяти часов утра, хотя сам праздник начался вечером предыдущего дня.  Все произошло так же, как во времена великого Богоявления Ветхого Завета, а особенно того, о котором написано в Книге Исхода (Исх 19), являющегося своего рода прелюдией к подготовке дарования Закона. А воспоминание этого события иудеи праздновали именно в день Пятидесятницы (ст. 1-2). Этот Праздник - добавим - также назывался праздником Седмиц, так как приходился на седьмую неделю после праздника Пасхи.

Но вернемся, однако, к нашему тексту. Святой Дух представлен в нем во всей полноте, поскольку является исполнением обетования. Богоявление начинается шумом с неба, как бы от несущегося сильного ветра, который наполнил весь дом и всех присутствующих в нем. Вскоре явились языки как бы огненные, которые разделились и почили на каждом из них, показывая силу воспламеняющего слова присутствующую в разных языках (ст. 3-4). Обратим внимание на один важный аспект. Это событие произошло в определенном месте (ст. 1) и касалось определенного количества людей. С этого момента и от этой группы людей, начинается великое дело евангелизации, приобретающее безграничные размеры (касающееся "всякого народа под небом": ст. 5б). Дар слова - первый харизмат вдохновленный Святым Духом - был уделен во славу Отца и для ее провозглашения, чтобы все люди, благодаря свидетельству учеников, открылись для дара веры и воздавали славу Богу (ст. 11, б). Две важные черты отличают эту новую способность в общении, являющуюся результатом Сошествия Святого Духа: во- первых, этот язык становится понятным для всех, что является очевидной реализацией языкового единства, нарушенного в Вавилоне (Быт. 11,1-9); во- вторых, эта способность объединяет с экстатическими словами древних пророков (ср. 1 Цар 10, 5-7), по крайней мере, интерпретируется как пророческая, и именно самим Петром, когда он объясняет евреям, которые приехали из разных мест, что же произошло (ст. 17-18).

Таким образом, Святой Дух ворвался и изменил сердца учеников, делая их способными к пониманию, разъяснению, следованию и свидетельству о путях Господних, чтобы те вели всех людей к полному общению с Ним, в единстве веры в Иисуса Христа, распятого и воскресшего (ст. 22-23 и 38-39;. ср. Еф 4,13).

 

Второе чтение:

из Послания св. Апостола Павла к Римлянам 8, 8-17

Братья: 8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. 9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. 10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. 11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. 12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.  14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. 15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" 16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. 17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

Павел в процессе написания своего Послания к Римлянам указывает на своеобразную драму человеческого рода. Потому что человечество находится в рабстве греха (см. 7, 14б-25). Эту нашу слабость Апостол связывает непосредственно с библейским понятием термина: "тело". Все те, - объясняет Павел, - кто позволяют, чтобы оно доминировало над ними, не могут нравиться Богу, потому что "плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" (ст. 7). Так как же избежать гнева Божьего? Поддаться иному способу поведения, который живет и действует в крещеных людях: Святому Духу. Крещение - не что иное, как смерть, нанесенная греху (6, 3-6), чтобы быть погруженным в спасительную смерть Христа (Рим 8, 3-4). Задача христианина заключается в позволении, чтобы в нем ежедневно действовал динамизм смерти – смерти, причиняемой греху, и динамизм жизни в Духе Святом. Благодаря Таинству Крещения, верующий человек становится все более живым, будучи погруженным в жизнь самого Бога (ст. 10-12).

Святой Дух делает так, что человек становится усыновленным ребенком Бога, и, таким образом, также участвует в сыновстве Христа. Однако это не становится реальностью в один момент. Оно имеет природу зерна, которое развивается практически каждый день по мере послушания Духу. Обратим внимание, что в самом центре сегодняшнего чтения находится, и это впервые, замечательное определение, которое относится к христианам: все, "водимые Духом Божиим, суть сыны Божии” (ст. 14). Святой Дух подтверждает эту новую реальность так называемым внутренним образом, одаривая детей Божьих свободой в возвращении к Богу и с той же самой уверенностью, как это делал Иисус Христос (ст. 15-16). Таким образом, открываются безграничные горизонты новой реальности. Итак: если ты дитя Божие, и, следовательно, Его сын, то ты также наследник Царствия Божия вместе с Христом, Первородным между многими братьями (ст. 29).

Эта ситуация также указывает на кое-что другое. Если разделяешь с Иисусом Его Божье сыновство, то разделяешь с Ним также час страдания и муки, чтобы вместе с Ним иметь возможность перейти от смерти к жизни и стать орудием спасения для искупления многих (ст. 17; ср. 1 Петр 4, 14 ).

 

Евангелие: от св. Иоанна 14, 15-16. 23b-26

Иисус сказал своим ученикам: 15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. 16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек. 23 Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. 24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. 25 Сие сказал Я вам, находясь с вами. 26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

В этом евангельском отрывке, позаимствованном из речи Иисуса, адресованной Его ученикам, собравшимся вместе с Ним в Горнице, Святой Дух был представлен как "другой Утешитель". Это означает благоприятный свидетель, который, после Иисуса и по Его просьбе будет послан Отцом ученикам, чтобы остаться с ними навсегда (ст. 16). Из этого следует, что Святой Дух имеет свою личностную реальность – и это не какая-то безличная космическая энергия - и Божественную, благодаря которой входит в общение с человеком и наполняет его любовью. Здесь необходимо разъяснить один момент: речь идет не о любви как таковой, но о любви Иисуса, которая является актуализацией Его заповеди и Его Слова. Определенным контекстом принятия этой любви является глубокая вера в то, что Иисус передал нам Свое учение в соответствии с волей Бога, Его Отца, и - в Нем - нашего Отца (ст. 15. 23-24). Будет стоять на страже этого Слова в сердце и жизни до расширения внутреннего мира того, кто является учеником Иисуса. А это, в свою очередь, делает его способным принять присутствие Отца, который в обмен на смиренную любовь человека, сотворит у него свою обитель. Обратим внимание, что выражение "сотворить обитель" согласно с библейскими понятиями является знаком славного присутствия Бога среди Своего народа. Короче говоря, Бог в ответ на любовь человека, творит в человеке Свою обитель, чтобы жить в нем, вместе с Иисусом (ст. 23). Это обещание общения, которое Иисус дает всем людям: „Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое ... и обитель у него сотворим”.

И последний стих сегодняшнего отрывка. Он касается будущего учеников. После ухода Иисуса, ученикам будет достаточно учения, касающегося вечной жизни (ср. Ин 6, 69), потому что Дух Святой придет во имя Его, чтобы дополнить Его откровения, припоминая их и позволяя более полно их понять. Другими словами, ученики обретут понимание того, что их ежедневный путь, часто темный, всегда будет освещен лучами вечности (ст. 25-27).

MEDITATIO

Жаждущие, приближаемся к источнику живой воды. Признавая нашу внутреннюю усталость, просим Господа о том, чтобы разжег в наших сердцах огонь, который был погашен кратковременными и тщеславными вспышками радости. Он готов напоить нас той водой, которая утолит глубочайшие желания, которая омоет жизнь, отмеченную ошибками и грехами. Он хочет дать нам огонь, который освещает, согревает и очищает.

Если мы любим, если хотим учиться в школе любви Иисуса, суть которой заключается в следовании за Ним и соблюдении Его слов, нам будет дано новое состояние нашего существования: Дух Божий поселится в нас так же, как поселился в Иисусе, делая нас в Нем детьми Бога, освобожденными из рабства греху, и, следовательно, свободными в выборе странствия по следам Того, Кто является дорогой жизни. Как внутренний Учитель, Дух учит нас сыновней молитве, доверию ребенка, который знает, что он любим и ведом своим Отцом. Божественный Художник, измени внутренний облик каждого из нас в уникальное отражение Единородного Сына Божия. Свидетель Истины, помоги нам понять и напоминай нам тайны Царствия Небесного. Да, наша жизнь может быть преобразована через это дуновение, которое принижает сильных; через этот огонь небесный, который нисходит и пребывает в сердце человека. Это будет вновь подаренная жизнь, правда потерянная для нас, но обретенная в Боге и в братьях, потому что в их сторону ведет нас Святой Дух. „Пошли Дух Твой, Боже, и обнови лицо земли”, взываем в литургии. Пошли Его и обнови также наше лицо, делая его сияющим Твоим светом.

 

ORATIO

О, приди к нам, Дух Святой,

и небесный луч пошли

света незакатного.

О, приди, Отец сирот,

О, приди, Податель благ,

О, приди, сердечный свет.

Утешитель истинный,

Светлый Гость смиренных душ,

и отрада нежная.

Тихий отдых от трудов,

свежий ветер в знойный день,

в плаче утешение.

О, блаженный Свет небес,

наполняй сердца Твоих

верных почитателей.

Без веленья Твоего

нет благой нам помощи,

нет от зла защиты нам.

Омывай нечистое,

орошай иссохшее,

исцеляй болящее.

Умягчай жестокое,

согревай озябшее,

направляй заблудшее.

Дай всем почитающим

упованье твёрдое,

святость семикратную.

Дай награду дивную,

дай исход спасительный,

дай блаженство вечное.

CONTEMPLATIO

Так и Дух Святый, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. И как сухое древо, напаяемо будучи водою, пускает отрасли; равным образом и грешная душа, посредством покаяния получив Духа Святого, произращает плоды правды. Ибо Он будучи одинаков, по воле Бога Отца, — именем Христа различные производит действия. У одного язык обращает на слово мудрости, у другого душу просвещает пророчеством; иному дает силу изгонять бесов, а другому дает способность изъяснять Божественное Писание. Одного укрепляет в целомудрии, другого научает милосердию; иного научает посту и подвигам, другого научает презрению того, что относится до тела, иного уготовляет к мученичеству; в других другое производит: но Сам в Себе не различен, как написано: „Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно”. (1 Кор. 12,7-11).

Приходит Он с любовию истинного Попечителя. Ибо приходит спасти и уврачевать, научить, вразумить, утвердить, утешить, просветить ум сперва того, кто пpиемлет, а чрез Него умы и других. И как бывший прежде во мраке, потом внезапно узревший солнце, приемлет свет телесными очами, и видит то, чего ясно не видел: так и удостоившийся Духа Святого, просвещается душой, и став выше человека, созерцает то, чего не видел. (Текст на польском языке в переводе В.

Кани, в: Кирилл Иерусалимский, Катехезы огласительные и мистагогические, Краков 2000, 257-272)

Св. Кирилл Иерусалимский, Огласительные поучения 16, 1-24

ACTIO

В течение дня повторяй и живи Словом:

„О, блаженный Свет небес, наполняй сердца Твоих верных почитателей”. [из литургии]

ДУХОВНЫЕ ЧТЕНИЯ

1.

Иисус посылает Духа, чтобы мы могли войти в полноту истины божественной жизни. Истина не означает идеи, концепции или доктрины, но реальные отношения. Быть введенным в истину - значит быть введенным в те самые отношения, которые Иисус имеет с Отцом; это войти в божественное обручение.

Поэтому Сошествие Святого Духа становится окончанием миссии Иисуса. Во время Сошествия Святого Духа становится очевидной полнота служения Иисуса. Когда Святой Дух нисходит на учеников и поселяется в них, их жизнь становится подобной жизни Христа, формируется той же любовью, которая существует между Отцом и Сыном. Духовная жизнь означает просто возведение в участие в божественной жизни.

Возведение в божественную жизнь Отца, Сына и Святого Духа не означает, однако, что мы будем забраны из этого мира. Напротив, те, кто вошел в духовную жизнь, это те, кто были посланы в мир, чтобы продолжать и исполнять дело, начатое Иисусом. Духовная жизнь не удаляет нас из этого мира, но вводит нас в него глубже. Иисус сказал Отцу: „Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир” (Ин 17,18). Тщательно объясняет, что именно потому, что Его ученики уже не принадлежат миру, могут жить в этом мире так, как Он: „Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира” (Ин 17,15-16). Жизнь в Духе Иисуса – это жизнь, в которой пришествие Иисуса в мир - Его воплощение, смерть и воскресение - переживаем, входя в эти самые послушные отношения с Отцом, характеризующие жизнь Иисуса. Когда станем сыновьями и дочерьми таким образом, что Иисус был Сыном, наша жизнь будет продолжением миссии Иисуса.

 (Польский текст в переводе Дж. Гжегорчик, в: Г. Нувен, Сотворить все новым. Приглашение к духовной жизни, Краков 2003, 51-53.)

Генри Нувен, Сотворить все новым.

Приглашение к духовной жизни

2.

Дух является также силой, преобразующей сердце церковной Общины, дабы она свидетельствовала в мире о любви Отца, желающего сделать из человечества единую семью в Своем Сыне. Вся деятельность Церкви является выражением любви, стремящейся к полному благу человека: она стремится евангелизировать его с помощью Слова и Таинств, - что является делом зачастую героическим для осуществления его в конкретных исторических условиях, - и прилагает усилия к утверждению равных возможностей для участия каждого в различных сферах жизни и человеческой деятельности. Поэтому любовь есть служение, исполняемое Церковью ради того, чтобы неустанно идти навстречу страданиям людей, их нуждам, в том числе и  материальным.

Бенедикт XVI, Энциклика Deus caritas est, 19__