Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Мф.5,12

Я - Матерь Неустанной Помощи.

Ни один век и ни один народ не может считать Меня своею. Я принадлежу всем временам и народам.

Мне давали много имён. Меня называют «Девой Скорбящей», «Золотой Девой», «Марией Миссионеркой», «Богоматерью Редемптористов», «Матерью Католических Семей». Но сама Я избрала для себя имя «Матерь Неустанной Помощи». И Папа Пий IX желал, чтобы трудами редемптористов мир узнал Меня именно под этим именем.

Моя судьба показывает, как Всевышний направляет дела людские таким образом, чтобы одновременно были явлены великие деяния Божии. Это история, которая кажется запутанной и полной приключений, но если посмотреть на неё «со стороны», в ней виден простой и ясный замысел Бога.

Это история одного безымянного художника, одного раскаявшегося вора, одной любопытной девочки, одного разрушенного храма, одного набожного монаха и одного Папы. А более всего это история Моего присутствия в апостольской жизни миссионеров Конгрегации Святейшего Искупителя.

 

1. Купец, укравший Пресвятую Деву

Средневековая легенда рассказывает о некоем купце, который украл чудесный образ в одной из церквей острова Крит. Купец спрятал икону среди своих вещей и сел на корабль, плывущий на Запад. Божие Провидение и забота Пресвятой Богоматери сохранили судно во внезапном шторме и оно счастливо добралось до порта назначения. Год спустя купец вместе с украденным образом оказался в Риме.

Тяжело заболев, он был вынужден искать приюта в доме своего друга, а в час смерти открыл ему тайну своей иконы и попросил, чтобы тот поместил её в какой-нибудь церкви. Друг купца поклялся исполнить это пожелание, но из-за того, что его жена не хотела расставаться со столь прекрасным изображением, он умер, так и не исполнив обета. Однако Матерь Божия явилась его дочке, шестилетней девочке и пожелала, чтобы образ Божией Матери Неустанной Помощи поместили в посвящённой апостолу св. Матфею церкви, стоящей между базиликами Санта-Мария-Маджоре и св. Иоанна на Латеранском холме.

По преданию, девочка пересказала просьбу Мадонны своей маме, и та, «долго сомневаясь и упрямясь, всё же 27 марта 1499 года отдала образ монахам, служившим в церкви св. Матфея Апостола». В этом храме икона почиталась в течение последующих 300 лет. Так начался второй этап её истории, а богослужение в честь Божией Матери Неустанной Помощи стало распространяться по всему Риму.

 

2. Три века истории в церкви св. Матфея

 Церковь св. Матфея была невелика, но обладала неким особым сокровищем, привлекавшим множество верных - иконой Божией Матери Неустанной Помощи.

С 1739 года церковь и прилегающий монастырь были вверены заботам ирландских монахов-августинцев, которые были несправедливо изгнаны из собственной страны и основали в Риме свою семинарию. Так молодые студенты, готовясь ко священству, апостольству и мученичеству, нашли приют и покой под покровом Неустанной Помощи.

В 1798 году до Рима докатилась война и принесла с собой почти полное разрушение церкви и монастыря. Некоторые августинцы оставались в нём ещё несколько лет, но потом были вынуждены разойтись: одни вернулись в Ирландию, другие уехали в созданные в Америке новые миссионерские дома. А большинство из них в это время перебрались в близлежащий монастырь Образ Божией Матери Неустанной Помощи они забрали с собой. Так начался третий этап в истории иконы: этап забвения.

В 1819 году августинцы-ирландцы приняли под свою опёку построенную над Тибром церковь Санта-Мария-ин-Постерула. Туда они взяли с собой образ Мадонны из церкви св. Матфея. Но поскольку в новопринятой церкви почитался образ Божией Матери Милосердной, нашу икону разместили во внутренней часовне монастыря, где она и пребывала, заброшена и забыта всеми, за исключением брата Августина Орсетти, молодого монаха, до того служившего в церкви св. Матфея.

 

3. Старый монах и молодой министрант

 Проходили годы, и казалось, что образ, спасённый от опустошений войны, которая разрушила храм св. Матфея, не сможет спастись от забвения.

Один молодой министрант, Микеле Марки, часто посещавший церковь Санта-Мария-ин-Постерула, подружился с братом Августином. Спустя годы, став священником, он писал:

В 1850-1851 годах этот добрый брат (к тому времени уже почти совсем слепой) часто с ностальгией и в духе глубокой таинственности произносил такие слова: «Ты должен знать, дорогой Микеле, что образ Девы из церкви св. Матфея – это тот, что наверху, в часовне. Не забывай об этом… Понял? Это чудотворный образ!».

О достославном образе «Девы из церкви св. Матфея», называемом также «Неустанной Помощью», я могу сказать, что это тот самый образ, который я с детства и до самого вступления в Конгрегацию Редемптористов постоянно видел над алтарём домашней часовни августинцев ирландской провинции в Санта-Мария-ин-Постерула (…), без всякого поклонения, без украшений, без хоть какой-то лампады, освещавшей бы его (…); он оставался там покрытый пылью и совершенно заброшенный. Много раз я прислуживал там на мессе и присматривался к иконе с огромным уважением.

Брат Августин умер в 1853 году, в возра