Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы соль земли. Мф 5,13

ПОСЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВОЙ МАРИЕЙ СВЯТОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ.

27.05.2017

Около двух тысяч лет тому назад, на самом краю могущественной Римской империи, в маленьком, селении Эйн-Карем к западу от Иерусалима, в доме, недалеко от сельского источника, встретились две женщины, состоявшие в близком родстве, молодая - Мария, невеста плотника Иосифа из Назарета, и пожилая - Елизавета, жена священника Захарии, уже потерявшая надежду когда-либо иметь детей, но сейчас, наконец, находившаяся в счастливом ожидании ребёнка. На взгляд современников - обычная, ничем не примечательная встреча – молодая родственница пришла, как это было принято, навестить будущую мать, помочь, если нужна помощь, разделить радость от того, что увеличивается семья, что Бог отвратил гнев Свой от супругов и дал им желанное дитя. Но, едва увидев гостью, старшая родственница, Елизавета, сказала нечто, что показалось бы странным любому, кто её услышал: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».

Однако младшая, Мария, ничуть не удивилась, потому что знала, о чём говорит её немолодая сестра и, полная радости и достоинства, ответила на непонятные постороннему свидетелю слова: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём…», возвращая хвалу Елизаветы Тому, кому принадлежит и от Кого исходит вся слава и всё добро, и вся любовь в мире.

 

О событии, давшем начало празднику, который Католическая Церковь отмечает 31 мая, известно из Евангелия от Луки, единственного, подробно рассказывающего о событиях, предшествовавших Рождеству Спасителя. И Елизавета узнала в Ней Мать Спасителя, но прежде, чем это случилось, узнал своего Господа младенец во чреве Елизаветы. Встреча двух родственниц, такая обыденная для постороннего взгляда, стала первой встречей Иоанна Предтечи с Христом, пророком и «более чем пророком» Которого ему предстояло стать, Тем, Кого он через тридцать лет, 
у Иордана назовёт «Агнцем Божиим, берущим на Себя грех мира», Тем, о Ком он будет свидетельствовать «проповедью, крещением покаяния и, наконец, мученической кончиной». Елизавета же, приветствовавшая Марию и Её только что зачатое Дитя, стала первым человеком, воздавшим, через Марию, хвалу Христу.

 

В Византийской Церкви праздник, посвящённый Пресвятой Деве Марии, отмечаемый 2 июля, во время которого на литургии читался отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о встрече Марии и Елизаветы, в том числе и гимн Magnificat, был известен с конца V века. 


В Римской Церкви праздник появился значительно позднее, в 1263 г., благодаря францисканцам, а особенно, святому Бонавентуре, бывшему тогда генералом ордена, любившему Пречистую Деву почтительной сыновней любовью и много способствовавшему развитию почитания Марии в Западной Церкви. Праздник был утверждён Папой Урбаном VI в 1389 г., но обязательным для всей Церкви стал только с 1570 г. Первоначально, праздник отмечался также, как и в Византии 2 июля, но со временем был перемещён на 31 мая, так как в Евангелии от Луки говорится, что Мария пробыла в доме Захарии «около трёх месяцев», вероятно, до тех пор, пока Елизавета не родила, и таким образом, встреча состоялась за три месяца до Рождества Иоанна Предтечи, т. е. в последних числах мая. Согласовывается эта дата и со временем Благовещения и Рождества Христова.

На месте встречи Матери Господа нашего со святой Елизаветой, в селе Эйн-Карем, давно ставшем пригородом Иерусалима, на фундаменте древнего храма стоит церковь Посещения и монастырь святого Иоанна Предтечи, принадлежащий ордену Братьев Меньших, а невдалеке – Горненский женский православный монастырь, а между ними, как и две тысячи лет назад – источник, возле которого некогда стоял дом священника, где две женщины, юная и немолодая, впервые произнесли слова, которые сегодня, вновь и вновь, каждую минуту многократно повторяются во всём мире множеством людей, во время молитвы Литургии Часов, в монашеских общинах и в группах мирян, и в личной молитве, исходящей из сердца христианина.