Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я есмь хлеб жизни. Ин 6,48

ТОРЖЕСТВО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

03.06.2017

В этот христианский праздник воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян 2, 1-4). Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался ещё в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот

праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком. 

 

Иисус Христос накануне Своих страданий и смерти обещал апостолам, что пошлёт им «другого Утешителя» — Духа истины (Ин 14, 16-17; 16, 13-14), и что смерть Иисуса — необходимое условие сошествия Святого Духа (Ин 16, 7). Согласно Деяниям апостолов, дарование Святого Духа («крещение Духом Святым») было предвещено Самим Иисусом в момент вознесения Господня (Деян 1, 5. 8). Сошествие Святого Духа на Христовых учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы (Деян 2, 1), сопровождалось знамениями: шумом с неба, явлением «как бы огненных языков» на каждом из апостолов и, наконец, обретением учениками способности говорить на разных языках, причём их речь понимали представители разных народностей: иудеи и прозелиты, пришедшие на праздник из разных мест (Деян 2, 2-12).

 

Пётр произнёс проповедь перед народом (Деян 2, 14-36), объяснявшую происходящее как исполнение пророчества Иоиля о последних временах, когда Бог изольёт Свой Дух на всякую плоть, и «всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» (Иоил 2, 28-32; ср. Иезек 36, 27). Пётр указал, что распятый Иисус воскрес, что Он — обещанный пророками Мессия (Христос). Под воздействием этой проповеди около 3 тысяч человек крестились во имя Иисуса Христа (Деян 2, 41), чтобы получить прощение грехов и дар Святого Духа, и тем самым образовали вместе с апостолами Церковь — общину спасения. 

 

Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор 16, 8; Деян

20, 16). Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь праздновать Св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». Праздник Пятидесятницы под названием дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда — песнопение литургии: «Елицы во Христа крестистеся...»). В IV веке были составлены св. Василием Великим читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. 

 

Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати. В день Пятидесятницы на общество учеников, как начало Церкви Христовой, сошёл Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживлённым душой. С этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ. 

 

Чрезвычайное благодатное действие произвёл Дух Святой на учеников Христовых и апостолов: они совершенно переменились, стали как бы другими людьми; они почувствовали в себе такую любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение всё делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей. 

 

В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет всё дело

 

Всё наше богослужение — общественное и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение...» заканчивается обращением ко Святой Троице. 

 

В латинском обряде празднование Сошествия Святого Духа (Пятидесятницы) и дня Святой Троицы разделено. День Святой Троицы отмечается в следующее воскресенье за Пятидесятницей. В римском литургическом календаре праздники сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют статус «Торжества». Традиционный цвет облачения священников в Торжество Пятидесятницы – красный, в день Святой Троицы – белый. 

 

В византийском обряде празднование Пятидесятницы включает в себя два последовательных дня: в воскресенье отмечается праздник Троицы, в понедельник — сошествие Святого Духа. 

 

--------------------------------

 

«Дыши во мне, Святой Дух, чтобы думал я о святом. Побуждай меня, Святой Дух, чтобы я делал святое. Мани меня, Святой Дух, чтобы я любил святое. Укрепи меня, Святой Дух, чтобы я берег святое. Храни меня, Святой Дух, чтобы я никогда его не утратил».

 

Св. Августин

---------------------------

 

«Пятидесятница»

 

Пасхальные дни кончились, но ничего не изменилось, и если бы мы с вами оказались в то время около дома, в котором собирались ученики Христовы, что бы мы увидели? Мы увидели бы запертые двери и людей, которые за ними скрылись. Они еще не избавились от страха, и о них еще никто не слышал. Между собой они делят радости веры. Внутри их дома как бы горит огонек, а снаружи свет его не виден. К людям, к ученикам его пришло радостное известие.

 

Но давайте вспомним, кто они были, эти ученики? Конечно, самолюбивые, конечно, ищущие своих благ. Вспомните, как они делили места в будущем, когда Господь сядет во Славе, как спорили, кто будет среди них первый. Вспомним, что, когда Господь предсказывал свою смерть, Петр сказал: «Да не будет с Тобою этого, Господи», – потому что он думал о человеческом, а не о Божием. И много, много раз, говорит евангелист, они не понимали того, что говорил им Иисус. А один из них настолько далек был в своем непонимании, что потом разуверился и стал Его предателем. Ученики – слабые, немощные, грешные, делают шаг вперед, а потом колеблются, немногие идут по водам, а потом начинают тонуть. Ведь даже Петр отрекся от Господа в самую ночь Его страстей. Трижды отрекся.

 

Вот такие были ученики. Для нас с вами их слабость – тоже утешение, потому что мы видим, как Господь из этой глины, из этого праха сделал своих служителей. Коснувшись, как волшебным жезлом, Он превратил их в апостолов в день Святой Пятидесятницы, который мы ныне празднуем.

 

Закрыты двери, спрятались ученики. Вдруг шум, подобный шуму грома, бури, грозы, распахивает окна, и все падают на колени, и видение огненных языков разверзается над ними. И над каждым в отдельности пламя почило. И вот эти слабые, испуганные люди, упав на землю, встают апостолами Христовыми. И в этот день, когда множество народа собралось в Иерусалиме, они поднимаются на кровлю и начинают оттуда бесстрашно возвещать слово Божие. «Мужи и братья, – говорит апостол Петр, тот самый, который отрекся, – Иисуса Назарянина, которого вы распяли, Бог воскресил из мертвых, мы свидетели этому».

 

Забыто все, и страх, и немощь. Мало того, такая сила была в их словах, что тысячи людей поверили этому свидетельству. Такая сила была, что она пошла дальше и дошла до нас с вами. Ведь вы подумайте, если бы не был тогда послан Дух Христов, Дух Божий, Дух, исходящий от Отца, если бы Он не был послан в эту комнату, в которой собрались ученики, то они бы не пошли и не понесли нам слово Божие и слово Евангельское – мы были бы во тьме.

 

Но с нами то же самое происходит. Ведь мы тоже слабые и грешные люди, гораздо, может быть, грешнее, чем были апостолы вначале. Когда мы обращаемся ко Христу, то прежде всего ищем покоя своей душе, пищи для своего разума, уверенности для своей жизни, ищем для себя, как искали апостолы; но Господь их не укорил и не отверг. Он и нас не отвергает, полных себялюбия, потому что Он ждет обращения нашего сердца.

 

До Пятидесятницы, до сошествия Святого Духа, апостолы были только в возможности своей учениками Христовыми, а потом стали ими. И мы с вами пока только можем стать христианами, а до сих пор мы были больше похожи на учеников до Воскресения. Но Господь посылает и нам Свой Дух, и, если мы захотим Его принять, мы увидим, какими были мы раньше и что делали в жизни. Тогда в сердце должен произойти переворот.

 

Надо оставить сон духовный. Дух Божий касается нас, но мы этого не чувствуем. Толстые стены нашего дома не пускают этот свет, толстые стены нашего сердца не пропускают лучи благодати, и мы ковыляем вновь, как и раньше, как будто бы Дух Божий нас не касался, и тащим в Царство Божие вереницу своих грехов, целый ворох своих страстей, повозки своих немощей. И ничего в нас нет такого, что было бы рождено Духом Божиим. Вот как надо проверять себя, есть ли в нас этот Дух. Но если в нас Его нет, то мы не настоящие христиане.

 

Апостол Павел рассказывает, как он приходил в общины верующих и говорил: «Вы знаете, что такое Дух Божий?». Они говорили: «Не знаем, мы и не слыхали». А мы с вами можем сказать, что мы слыхали, но мы не знаем, мы читали, но мы не знаем. Может быть, мы умом знаем, но на самом деле Он нас не коснулся, потому что мы сами того не захотели. Надо сделать шаг навстречу, и тогда Господь скажет то, что он сказал ученикам, как

 

вы слышали сегодня в Евангелии: «Я посылаю вас, посылаю вас всех, всех верующих, как Отец послал Меня, я посылаю двенадцать, я посылаю семьдесят учеников. Я посылаю пятьсот, и тысячи, и всех. Я посылаю вас – свидетельствуйте о правде Моей во всем мире, потому что Я хочу, чтобы каждый человек спасся».

 

А мы говорим: «Господи, как можешь Ты нас послать, годимся ли мы свидетельствовать о Тебе? Ведь мы можем только позорить Твое Учение и имя христианина». Но Господь говорит: «Да, Я это знаю и вижу, но тем не менее Я посылаю вас, чтобы вы не думали, что все совершается вашей силой. Через немощные и скудельные сосуды, через наше недостоинство скажется Дух Мой». Будьте готовы принять Его. Неустанно, денно и нощно старайтесь очищать свое сердце, потому что оно должно быть Храмом Духа.

 

Храм должен быть украшен. Мы с вами сегодня украшали храм зелеными ветвями в честь праздника. Надо украсить и сердце, чтобы туда сошел огонь Духа Божия. Если будет не готов Храм, не придет Господь; если он будет не украшен, не придет Дух, а если Он не придет, то будет наш дом оставлен пуст. Поэтому в день Святой Пятидесятницы мы будем говорить не только: «Душе Святый, прииди и вселися в ны, прииди к нам», мы будем говорить также: «Мы хотим быть готовыми принять Тебя, мы хотим, чтобы храм нашей души был к этому готов. Мы не знаем, не можем, но мы хотим. Научи нас и дай нам силу встретить Тебя и быть готовыми к Твоему огненному крещению, которого мы еще не сподобились». Аминь.

 

Александр Мень. «Радостная Весть»