Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы соль земли. Мф 5,13

Слово на 31-е рядовое воскресенье

03.11.2018

Чтение святого Евангелия от Марка, Мк 12, 28b-34.


В то время: Один из книжников подошёл и спросил Иисуса: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.


Обрядами не отделаешься

Книжник, признающий Иисуса и удостаивающийся от Иисуса похвалы, фигура в Евангелии настолько исключительная, что стóит присмотреться к нему повнимательнее.

– О да, Учитель, – восклицает книжник, – Ты прав, говоря, что Бог един. Любить Его и любить ближнего означает больше всех всесожжений и жертв.

– Недалеко ты от Царства Божия, – говорит Иисус, видя такой разумный ответ.

Разумный… Ведь книжник говорит об искушении, о котором часто предостерегает нас Иисус: чтобы мы не думали, будто будем в расчёте с Богом, тщательно исполняя свои обязанности молиться и участвовать в религиозных обрядах.

 

Так значит, вознесение хвалы Богу, молитва, участие в святой мессе – это что-то плохое? Конечно, нет. Но замечание книжника, так тепло принятое Иисусом, отражает извечную опасность уклона, то есть когда слишком большое значение придаётся наружным проявлениям, и недооценивается внутренний настрой. Книжник, должно быть, имел в виду религиозные обряды, которые лишь выглядят проявлением любви и в результате приводят к тому, что люди считают себя от любви уже освобождёнными.

 

В известной притче о милосердном самаритянине, посвящённой братской любви, Иисус не без умысла как пример людей, в которых любви нет, выводит священника и левита, то есть людей очень религиозных. Возможно, они благочестиво читали Писания, а завидев на дороге раненого, «прошли мимо» (Лк 10, 31).

 

Накануне встречи с этим разумным книжником Иисус напомнил фарисеям: «Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исайя, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк 7, 6).

 

Жаль, но кому из нас не случалось произносить молитву либо идти ко святой мессе, не задумавшись о расположении своего сердца по отношению к тому или другому человеку? «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» (Мк 11, 25).

 

Недавно я участвовал в дискуссии на тему обязанности участия в мессе. Одна женщина сказала: «Давайте прежде любить Бога и людей, тогда и почувствуем необходимость ходить на святую мессу. Обязанность должна вытекать из любви».

 

Иисус должен бы смотреть на эту христианку с такой же симпатией, с какой смотрел на того книжника. И с какой смотрит на нас в тот момент, когда мы вновь принимаем решение никогда не скрывать недостаток любви за жестами и лживыми или хотя бы просто поверхностными словами.

 

Чтобы иметь смелость сказать: «Боже, я люблю Тебя и своих ближних», нужно внимательно наблюдать за тем, какая дистанция разделяет наши руки и наше сердце.