Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Покайтесь, ибо приближилось Царство Небесное. Мф 4,17

4-е воскресенье Великого поста

Первое чтение 2 Пар 36, 14–16. 19–23

Все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме. И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Своё жилище. Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошёл гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения.

И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима, и все чертоги его сожгли огнём, и все драгоценности его истребили. И переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского, доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет. А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать: так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, да будет Господь Бог его с ним, и пусть он туда идёт.

 
 

Второе чтение Еф 2, 4–10

Братья:

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

 
 

Евангелие Ин 3, 14–21

Иисус сказал Никодиму:

И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

 

Проповедь 1

Дорогие!

Есть ли у Вас любимая книга Библии? А какая самая любимая Вами притча? А есть ли у Вас самое любимое выражение из Священного Писания?

Для меня самое красивое и любимое выражение из тысяч высказываний, имеющихся в Библии, – то, которое мы услышали в сегодняшнем Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».

Вот Благая Весть! Бог любит нас! Он есть любовь! В Его глазах все мы заслуживаем любви, не смотря на то, кто мы; не смотря на то, что мы сделали в жизни и чем сейчас переполнены наши сердца. Бог из любви посылает Иисуса в мир, а не для того, чтобы осудить мир и отомстить ему за греховность! Посылает для того, чтобы найти каждого и каждого сделать счастливым! Каждого! Вот Благая Весть!

Бог любит нас.

Поверив в это, человеку легче жить.

Поверив в это, человек хочет ответит любовью на любовь Господа, чтобы оправдать возлагаемые на него надежды, чтобы не разочаровать любящего Бога.

Кто из нас не нуждается в любви? Все мы по любви тоскуем и скучаем. Любовь и все её проявления – понимание, прощение, принятие и т. д. нужна нам для жизни и развития, как воздух, солнце, еда. Без любви человек умирает духовно и физически!

Однажды один царь решил сделать страшный эксперимент. Хотел проверить, на каком языке заговорит новорождённый, если его изолировать от матери и всех близких, а также от влияния других людей. Поэтому, собрав младенцев из разных стран, закрыл их в великолепной комнате и приказал слугам создать самые лучшие условия для развития. Однако строго запретил брать детей на руки и общаться с ними на каком бы то ни было языке. Безумный царь надеялся, что первые слова, которые кто-то из детей скажет, будут на его родном языке. Все ждали с удивлением и нетерпением. И что случилось? Дети начали …умирать и все умерли.

Ужасная история, но она показывает, что ребёнок, человек нуждается в любви. Человек, лишенный любви, умирает. И даже, если взрослые физически могут жить без настоящей любви, то духовно умирают. А мир который создают, становится скучным, серым и искусственным, переполненным сплошными разочарованиями.

Вера в любовь Бога окрыляет человека, так как любовь и доверие оказываемое нам нашими близкими.

Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Планета людей» описывает удивительную историю летчика Анри Гийоме. Зимой он ушёл в рейс через Анды - и исчез. Снег и метель заставили его посадить самолёт на замерзшем горном озере в глубокой котловине. Выбрался из-под машины, но буря сбила его с ног. Пришлось залезть под кабину, выкопать яму в снегу и там укрыться. Он обложился со всех сторон мешками с почтой и высидел так двое суток. А потом буря утихла, и он пошёл. Шёл пять дней и четыре ночи. Шёл в лютый сорокаградусный мороз, карабкался через перевалы на высоте четырёх с половиной тысяч метров, шёл без еды, шёл по краю откосов, обдирая в кровь ступни, колени, ладони. Падал и вновь поднимался, не давая себе даже краткой передышки - понимал, что стоит прилечь на снежное ложе, и уже не встанет. Хотел спать. Но говорил себе: «Если жена верит, что я жив, она верит, что я иду. И товарищи верят, что я иду. Все они верят в меня»! Но однажды он поскользнулся, упал ничком в снег - и не стал подниматься. Подумал: «Я сделал всё, что мог, надежды никакой не осталось – чего ради тянуть эту пытку»? Его охватывал сон. Сознание постепенно покидало его тело, которое обретало безразличную холодность мрамора. И вдруг он подумал о жене. Подумал, что его страховой полис убережёт её от нищеты. Да, но если...

Если застрахованный пропадает без вести, по закону его признают умершим только через четыре года. Перед этой суровой очевидностью отступили все сны и видения. «Не могу я подвести жену и детей, они рассчитывают на меня! Не могу их оставить». Поднявшись на ноги, он шёл ещё две ночи и три дня!

Дорогие! Понимание, что тебя любят, окрыляет. Оно пробуждает в человеке такие способности и силы, о существовании которых ему даже не снилось. В сердце человека одаренного любовью, доверием, прощением, пониманием рождается надежда, оптимизм и радость. Понимание, что тебя любят – как солнце, которое, покоряя тучи, делает жизнь светлее. Поверив в то, что Бог любит нас безусловно, человек хочет ответит любовью на эту любовь и старается оправдать возлагаемое на него надежды, чтобы не разочаровать Любящего.

Дорогие! Бог любит нас и рассчитывает на нас. Он рассчитывает на то, что любовь будет главным законом нашей жизни. Папа Римский Бенедикт XVI в своей первой энциклике «Deus Caritas est» («Бог есть любовь») пишет, что любовь возможна и мы можем её осуществлять, потому что мы созданы по образу Господнему, по Его подобию. Живя любовью, мы можем донести до всего мира Благую Весть о любви Бога к каждому человеку. Давайте же делать все, чтобы не разочаровать любящего нас Господа!

 

О. Д. Пашинский CSsR

Проповедь 2

Быть тем, кого любит Бог

В беседе с Никодимом прозвучали слова, которые могут надолго дать пищу для размышлений: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного». Строим ли мы свою духовность на осознании того, что нас любят?

Нам гораздо ближе мысль, что это мы любим: люблю Тебя, Господи, хочу Тебя любить. А ведь эта любовь вторична. Мы должны всё строить на том, что первично, на этой пугающей уверенности: Бог нас любит, Бог любит меня.

Кто же мы такие, что Бог может нас любить? Я много раз задумывался над этим, но так и не смог разгадать сей загадки. Ты, Господи – и мы? Что Ты в нас видишь? Что происходит с Тобой, когда Ты смотришь на нас? Ты взволнован? Потешаешься? Раздражён? Уже давно этот вопрос был поставлен в 8 псалме: «Что есть человек, что Ты помнишь его?» Кто я в Твоих глазах, Господи, что Ты думаешь обо мне?

Когда мы знаем, что кто-то думает о нас, мы чувствуем себя счастливыми. Как получается, что такого же, и даже большего, счастья мы не чувствуем при мысли, что нас любит Бог? Ответ прост. У тех, кто нас любит, есть лица, нам улыбаются их глаза, нас волнуют их голоса. А Бог? Какими глазами Он смотрит на нас? Его так трудно представить; Он так молчалив.

Не успел сказать эти слова, а мне уже стыдно. Как я мог забыть, что Бог, дабы рассказать нам о своей любви, послал нам своё Слово? Что хотел улыбаться нам человеческими глазами? «Что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – пишет св. Иоанн, – ибо жизнь явилась».

Жизнь смотрела на нас! В этом, собственно, секрет икон6 Христос смотрит на нас, Бог смотрит на нас с любовью. Благодаря этому взгляду мы можем жить. Дитя, окружённое нежными взглядами, развивается; мужчина, которого любят, женщина, которую любят, чувствуют, согретые этой любовью, что они существуют, что важны для кого-то. Чувствовать, либо, как минимум, благодаря вере знать, что я важен для Бога!

Бог любит и тех, кого трудно любить мне. Меня любят безмерной любовью, в безмерной любви. «Бог так возлюбил мир». Когда я пренебрегаю другим человеком, когда чувствую зависть, когда игнорирую кого-то – я сам отвергаю откровение, очерчивающее тот единственный круг, в котором я могу быть любим Богом: Бог любит всех людей, бог любит нас как народ. Будучи любим Богом, я присоединяюсь к Его полному любви взгляду на других: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».

 

О. Андре Сэв
(по книге André Sève, Homilie niedzielne
Kraków 1999)

 

Проповедь 3

Богатый милостью

Это воскресенье дышит надеждой. Это воскресенье несёт весть о добром и милосердном Боге, который так «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16).

Первое чтение начинается с реалистичного изображения фона, на котором позднее воссияет великая любовь и благодать. Этот фон тёмен. Очень тёмен. Царь, священники и весь избранный народ отступились от Яхве. Подражая всяким мерзостям своих языческих соседей, они множат беззакония, отвергают Божьих посланников, стыдятся пророков, оскверняют иерусалимский храм. Когда безбожие и своеволие доходят до предела, грехи начинают оборачиваться поражениями. Вавилоняне захватывают страну, сжигают Дом Господень, разрушают священный город, а его жители погибают от меча или угоняются в рабство, которое продлится семьдесят лет (2 Пар 36, 14-20).

Сотворённый Богом мир не всегда осуществляет Его исполненные мудрости и доброты планы. Не всегда это добрый мир. Несправедливость, угнетение, притеснение слабых, убийства, насилие, терроризм, раздоры между народами и в семьях, непрекращающиеся войны, слёзы и страдания невинных – вот чем, как ни прискорбно, на две трети заполнена история человечества. Если не принимать во внимание стихийные бедствия и беды, вытекающие из ограниченности человеческого бытия, подобные болезням и смерти, то все остальные – плод нравственного зла в человеке, следствия его прегрешений и глупости. В результате страдают невинные, страдает и тускнеет весь окружающий нас, для нашего блага сотворённый мир. Собственно, Бог должен бы отречься от такого мира, уничтожить его, ибо это мир, самим своим существованием оскорбляющий Бога. Мы, наверное, именно так и поступили бы. Но не Он. Наш Бог любит Свой мир. Даже такой злой, греховный, оскорбительный для Него и ненавидящий Его. Мир Освенцима и Катыни, мир производителей наркотиков и торговцев оружием, мир, убивающий нерождённых и позволяющий умирать от голода родившимся, мир лжи, мошенничества, сводничества и измен. Этот наш мир, в котором мы живём и от которого не убежишь, поскольку он частица каждого из нас.

Вместо того чтобы уничтожить своё произведение, пошедшее, злоупотребляя полученной свободой, по собственному, противоречащему Создателю пути, Бог вновь и вновь предпринимает попытки спасти мир.

«Ты всех милуешь, – пишет Книга Премудрости, – потому что всё можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния.

…Ты всё щадишь, потому что всё Твоё, душелюбивый Господи.

…Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чём они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи» (Прем 11, 24.27; 12, 2).

После семидесятилетней неволи очищенный опытом избранный народ добьётся свободы и вернётся на свою землю (см. 2 Пар 36, 22-23). Блуждая в смертельной муке по пустыне, выступающие против Моисея и Яхве смотрят на медного змия, подвешенного у навершия высокого шеста – символ чьей-то искупительной смерти, которая произойдёт спустя столетия – и выздоравливают (см. Числ 21, 5-9; Ин 3, 14-15). Их судьбы – наши судьбы. Это нас, как пишет Павел во втором литургическом чтении, мёртвых по преступлениям, Бог, богатый милосердием, по великой любви, коей Он возлюбил нас, вернул к жизни (ср. Еф 2, 4-5). Чем же мы заслужили такую милость? Да ничем! «Благодатью вы спасены» – скажет апостол Ефессянам (Еф 2, 5.8). Спасение приходит «не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф 2, 8-9).

Для грешного и осознающего своё убожество человека это большая радость – узнать, что дорогу своего возвращения к Богу он не должен кропотливо мостить самоотречением, страданиями, искуплениями, умерщвлениями плоти и тысячей других так называемых добрых дел. Что не должен, как бедный должник, складывать копейка к копейке, накапливать заслуги, чтобы только потом, спустя годы, отважиться принести эти жалкие накопления Господу и попросить о прощении. Мы ещё только решили сделать первый шаг к Богу, а уж нам навстречу идёт Его Любовь. Мы только протянули к Нему руки, а Его руки уже обнимают нас. Наши губы ещё произносят «прости», а Он уже простил. Тем, Кто заплатит за нас наши старые долги, Кто откроет нам путь к воссоединению, по воле Бога станет Его собственный Сын, Иисус Христос. Повторим уже сказанное: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него», – учит Иисус Никодима в сегодняшнем евангельском чтении (Ин 3, 16-17; см. также Кол 1, 13). А Павел добавляет, что через этого Сына всё примирится: и земное, и небесное. И настанет мир (см. Кол 1, 20).

Исполнение великой задачи возвращения мира Богу Иисус начнёт, показывая людям, кем Бог является по отношению к ним. Ведь неправильное отношение людей часто бывает вызвано неосведомлённостью (см. напр. Ин 7, 28; 8, 19.55; 15, 2). Поэтому Иисус своими словами, своими притчами, своими свершаемыми на благо человека делами начинает показывать людям Бога. Не того далёкого, недоступного и грозного, даже имя Которого нельзя было произносить, а Бога, близкого этому миру, доброго и полного милосердием. Бога, Который есть Отец (см. напр. Лк 6, 36; 76, 40; 10, 32; 14, 21; 16, 27). Бога, имя Которому – Любовь (см. 1 Ин 4, 8.16).

Собственно, Ему не нужно много говорить о том Добром и Милосердном. Он Сам, «Который есть образ Бога невидимого» (Кол 1, 15) и с Отцом – одно (см. Ин 10, 30), показывает воплощённые в Нём самом доброту и милосердие Отца. Он Сам становится для мира воплощённым Милосердием, Прощением и Миром. Правильно видеть Его жизнь и миссию – это в то же время узнать, каков есть Бог и каково Его отношение к миру. Единственная в своём роде роль Иисуса в том, чтобы показать и передать нам милосердие Отца, приводит к далеко идущим последствиям. С тех пор как Иисус, воплощённое откровение и дарование нам Божьего умилостивления, обитает среди нас, для человека уже нет другого пути к прощению, к благодати, к любви, как только через Него. Ибо если всё добро пришло к нам в Иисусе Христе, (ср. Ин 1, 17), то любая попытка воспользоваться этими дарами зависит от того, сумеем ли мы установить живую связь с Ним. Ведь в Нём и только в Нём мы можем смело приблизиться к Отцу (ср. Еф 3, 12).

В личность и деяния Иисуса Христа, в Его осеняющую нас покровом милосердия и прощения роль Защитника и Ходатая (см. 1 Ин 2, 1) вводит нас вера. «Верующий в Него не судится» (Ин 3, 18; см. также 5, 24). Слово «вера» здесь следует понимать широко. Это нечто большее, чем просто понять умом и добровольно принять явленные Богом истины. Это также полное упования уверенность, что Бог не откажет нам ни в чём, если уж не пожалел для нас собственного Сына (ср. Рим 8, 32). Это, прежде всего, такое обустройство всей своей жизни, чтобы она была участием в жизни Иисуса Христа. Чтобы в ней отражались Его отношение к Отцу, Его уважение к человеку, его суждения о мире, Его преданность братьям. Это значит сделать Иисуса первым и важнейшим в своей жизни.

В Послании к Филиппийцам Павел признаётся: «…что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою. …Для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп 3, 7-9).

Что-то от такого подхода должно быть свойственно каждому христианину. Только такая вера спасает. Только тот, кто так верит, «не судится» (Ин 3, 18).

А кто не верует? В сегодняшнем евангельском чтении звучат суровые слова: «а неверующий уже осуждён» (Ин 3, 18). Ибо сам отрезал себя от источника жизни. Остальное – только следствия: не расцветёт, не принесёт плода, зачахнет. А какая польза виноградному кусту от засохших побегов? Их соберут и бросят в огонь (ср. Ин 15, 4-6).

Можно впустую провести жизнь в напрасном поиске путей, которых нет. Христос есть Путь (см. Ин 14, 16). Вне этого пути – только бездорожье.

Это воскресенье, четвёртое воскресенье Великого поста, в старинных литургических календарях называлась Laetare – Радуйся! Священник выходил к алтарю не в фиолетовом, а в красном орнате. Эта радость проистекает не из того, что миновала уже половина времени покаяния, что ещё только шаг – и уже Пасха. Радостна прежде всего весть, которую несёт это воскресенье. Над погружённым во мрак, увязшим в собственном безумии миром, с которым, честно говоря, уже не понятно, что делать, над моей собственной грязной, пустой и полной разочарований жизнью колоколом надежды звучат слова Бога, записанные пророком Иезекиилем: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез 33, 11; см. также 18, 23; 2 Петр 3, 9).

«Богатый милостью» (Еф 2, 4) Бог всё ещё ждёт! И по-прежнему зовёт нас!


О. Станислав Подгурский CSsR